Профсоюзы и отдельные парламентарии долгие годы бьются за то, чтобы налоговое бремя в размере 13% подоходного налога было снято с людей, зарабатывающих на уровне МРОТ, однако соответствующий закон пока так и не принят
«Солидарность» оценила, на каком уровне находится необлагаемый налогами минимум доходов в разных странах мира, назрела ли необходимость введения налогонеоблагаемого минимума и проанализировала перспективы принятия соответствующего решения в России в статье «Минимум порядочности».
Сейчас 20 млн россиян получают доходы на уровне МРОТ и ниже. Да еще 13% с этого отдают государству. И вот уже 15 лет профсоюзы и депутаты предлагают не взимать подоходный налог, если доход не превышает МРОТ. Во многих экономически развитых странах так и делается: с бедных налогов не берут. И пойдя по тому же пути, мы не скопируем чужой опыт, мы вернемся на свой изначальный путь. Ведь еще в царской России подоходный налог вводился только для состоятельных господ, был прогрессивным, а налогонеоблагаемый минимум существовал до 1993 года. На днях в Госдуму в очередной раз поступил на рассмотрение законопроект, предлагающий ввести нулевую ставку налога на доход физических лиц (НДФЛ) для бедных. Депутат от ЛДПР Сергей Катасонов предложил освободить от налогообложения россиян, чей доход не превышает 204 тыс. руб. в год (17 тыс. руб. в месяц). Свой выбор не облагаемой налогом суммы депутат объясняет тем, что в соответствии с методикой Всемирного банка, к среднему классу принадлежат люди с доходами свыше полутора минимальных. По такому критерию для России это 17 тыс. руб., о чем также говорил президент России. Таким образом, законопроектом предусматривается государственная поддержка среднего класса в России, на который в большей степени пришлось сокращение рабочих мест и заработных плат, вызванное кризисом 2020 года. По подсчетам автора инициативы, она коснется 9 млн человек (порядка 14% плательщиков НДФЛ) и принесет каждому из них сэкономленный доход — в среднем 21 тыс. руб. в год.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ФНПР
Собственно, это предложение — часть многолетней борьбы за внедрение прогрессивного налогообложения в России (на этом много лет настаивает ФНПР). И лишь в ноябре прошлого года был совершен первый шаг в этом направлении — депутаты Госдумы приняли закон о повышении налоговой ставки до 15% на часть доходов физических лиц свыше 5 млн руб. в год. Таким образом, богатые начнут-таки платить больше. Но справедливо ли, что платить будут и бедные? Даже после повышения МРОТ до прожиточного минимума ситуация остается парадоксальной: после вычета 13% НДФЛ люди получают на руки сумму, которая, выходит, не позволяет даже выживать. ФНПР уже много лет говорит, что надо вводить нулевую ставку НДФЛ на доходы ниже прожиточного минимума — хотя бы для малоимущих.
“У бедных есть расходы, а не доходы. Цинично и оскорбительно брать те же 13% налога на доходы физических лиц и с Романа Абрамовича (кстати, неизвестно, он налоговый резидент России или нет), и с уборщицы тети Маши, живущей на МРОТ”, — заявлял глава ФНПР Михаил Шмаков еще в 2019 году. — Инициируемая ФНПР начиная с середины 90-х годов тема освобождения малоимущих россиян от налога на доходы физических лиц в связке с необходимостью введения прогрессивного налога уже более чем длительное время находится в числе актуальных в социально-трудовых отношениях, — говорила замруководителя департамента социально-трудовых отношений ФНПР Елена Косаковская. — Конечно, это социально справедливое предложение, потому что разница в уровнях доходов бедных и богатых очень высока, а в числе бедных — почти четверть населения страны.
А ЧТО ДЛЯ БЕДНЫХ?
Каким же образом налоговая система страны учитывает интересы бедных граждан? Да в общем-то — никаким. Отдельные выплаты могут освобождаться от уплаты НДФЛ. Например, в феврале 2019 года президент России Владимир Путин распорядился освободить участников программ “Земский доктор” и “Земский учитель” от уплаты НДФЛ с выплат по этим программам. А в прошлом году Госдума приняла закон об отмене уплаты НДФЛ с “коронавирусных” выплат врачам. Обещанные президентом выплаты — 80 тыс., 50 тыс. и 25 тыс. руб. — медицинские работники должны были получать полностью. Малоимущие же могут рассчитывать на разного рода социальную помощь, вроде субсидий на оплату ЖКХ. Но — не на налоговые послабления. Да, существует право на налоговые вычеты, а именно: — стандартный (льготникам и родителям несовершеннолетних — например, 2800 в месяц за двоих детей); — социальный (возврат НДФЛ с затрат на лечение, образование); — имущественный (возврат НДФЛ при покупке недвижимости). Но скажем прямо: платная медицина, образование и покупка недвижимости практически недоступны малоимущим. То есть в целом налоговых льгот для них в России нет. Между тем так было не всегда. И изначально подоходный налог в нашей стране задумывался именно для состоятельных граждан.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Впервые подобие подоходного налога появилось в России в 1812 году. И тогда им облагались лишь доходы от недвижимого имущества (имений), превышающие 500 руб. в год. Затем была попытка обложить налогом уже разные типы доходов, в том числе заработную плату. Созданная в мае 1905 года комиссия по вопросу введения подоходного налога собрала данные за 1901 — 1904 и 1909 — 1910 годы. И установила минимум для налогообложения — 1000 руб., а платить должны были только те, чьи доходы превышали этот порог. Заметим, что этот порог был в 4,7 раза выше заработка фабричного работника. А кто получал больше 1000 руб. в год? Адвокаты, профессора, успешные журналисты и артисты, врачи (среднее жалованье земских врачей составляло 1200 — 1500 руб. в год). Как выяснила комиссия, в 1901 — 1904 годах таких людей в России было всего 405 тысяч (по данным 1900 года, численность населения была 136 млн). Из них 14 — 17% принадлежали к дворянству, около 12% — к крестьянству. А остальные — к купцам, почетным гражданам, мещанам и ремесленникам. Сколько получали остальные россияне? С вычетом расходов на производственные нужды — примерно 150 руб. в год в ценах 1901 — 1904 годов (из статьи Б. Миронова “Имущественное неравенство в XX веке”). 1 января 1917 года был введен прогрессивный подоходный налог — от 0,67 до 12,1% (для годовых доходов от 0,5 млн руб.). Доходы ниже 850 руб. в год налогом не облагались. В дальнейшем не протяжении долгих десятилетий система оставалась прогрессивной, а налог для самых богатых поднимался и снижался в диапазоне от 3,5 до 35%. Налогонеоблагаемый минимум сохранялся (см. таблицу).
МИРОВАЯ ПРАКТИКА
Между тем налогонеоблагаемый минимум существует во многих развитых странах. В других странах вместо необлагаемого минимума применяются налоговые вычеты.
“А”-СПРАВКА Льготы и налоговые вычеты для малоимущих Великобритания. Личная льгота по подоходному налогу (Рersonal allowance) составляла в 2018 — 2019 налоговом году 11 850 фунтов стерлингов в год. С этой суммы налог не платится, а весь доход, превышающий ее, подлежит налогообложению по прогрессивной шкале. Льгота снижается на 1 фунт ст. на каждые 2 фунта ст. дохода сверх 100 тыс. фунтов ст. в год. Испания. Декларация о доходах подается раз в год. Нулевая точка в расчетной базе налогообложения — сумма, требуемая “для удовлетворения базовых потребностей и достойного проживания в Испании”, называемая “необлагаемым персональным/семейным минимумом”. В 2018 году этот минимум для совершеннолетнего лица составил 5550 евро в год. Персональный минимум увеличивается по достижении налогоплательщиком 65 и 75 лет. Необлагаемую сумму можно увеличить за счет вычетов на членов семьи: 1200 евро за иждивенца-инвалида или ребенка младше 3 лет + 600 евро за каждого из детей постарше. Кроме того, в налогооблагаемую сумму могут не включаться: — инвестиции в жилье, например ремонт; — вычеты для работающих матерей; — взносы за членство в политической партии; — расходы на детский сад для ребенка до 3 лет (1000 евро в год); — суммы пожертвований и инвестиций в объекты, имеющие культурное и социальное значение для страны. США. Можно получить стандартный годовой вычет в размере 12 200 долларов на человека (или детализированный, с учетом всех льгот). Для семейной пары вычет вдвое выше.
КТО ПРЕДЛАГАЛ ВВЕСТИ НЕОБЛАГАЕМЫЙ МИНИМУМ
Кроме профсоюзов, ввести не облагаемый налогом минимум неоднократно предлагали чиновники, депутаты и банкиры. С 2007 года такие законопроекты поступают в Госдуму с завидной регулярностью и с той же регулярностью отвергаются депутатами. Напомним о последних инициативах. 2015 — депутат от КПРФ Николай Рябов предложил повысить ставки НДФЛ до 16%. И одновременно — освободить от налогообложения суммы в размере прожиточного минимума. 2019 — спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила освобождать от НДФЛ тех, кто получает зарплату на уровне МРОТ. 2019 — глава ВТБ Андрей Костин на Московском финансовом форуме предложил установить минимальный уровень дохода, начиная с которого будет взиматься НДФЛ. Банкир аргументировал это тем, что федеральный бюджет 2019 года был с большим профицитом. 2020 — депутаты от ЛДПР, а также сенатор Сергей Леонов внесли законопроект, в котором предлагалось отменить подоходный налог для россиян, чей ежемесячный доход ниже двух МРОТ. 2020 — председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов предложил отменить подоходный налог для россиян с доходом меньше 20 тыс. руб.
КОНТРАРГУМЕНТЫ
Собственно, возражение против введения налогонеоблагаемого минимума, по сути, всего одно: бюджет потеряет деньги. Как вопрос касается льгот и законопроекта для помощи бедным — так у нас и нет такой проблемы, нечего там решать. А как дать налоговые послабления — так выясняется, что бедных у нас много, и налоговые сборы с них очень даже велики. Но насколько велики? Министр финансов Антон Силуанов, к примеру, обходился в своих возражениях обтекаемыми формулировками: мол, надо подождать “до стабилизации ситуации в стране”. Или заявлениями, что-де снижение налогов и взносов — это в первую очередь большие риски для государства. Конкретных сумм при этом он не приводил. Для определения конкретных сумм нужно хотя бы понимать, сколько у нас бедных. А таковых немало. В апреле 2019 года на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений говорилось о том, что меньше прожиточного минимума зарабатывают 11 млн россиян, то есть 15,2% трудоспособного населения.
Начальник управления ФНС Валерий Засько в 2020 году сказал, что с введением необлагаемого минимума бюджет лишится 1,2 трлн руб. в год: — Если рассуждать оторванно от реальности, то было бы справедливо, если бы богатые облагались более высокими налогами. Но если мы окунемся в действительность и расчеты, то это не совсем так. Если мы введем некий необлагаемый минимум, то автоматом получим огромные выпадающие доходы, которые будут исчисляться триллионами рублей. Увеличить ставку для богатых как пиар-ход было бы правильно. Но дополнительные доходы бюджета будут исчисляться максимум десятками миллиардов рублей — это копейки, что не решит никаких вопросов социальной справедливости. Логика незатейливая: продолжим брать деньги с бедных, бюджету так выгоднее, чем охотиться за доходами богатых. При этом количество бедных растет. По данным Росстата, число россиян с доходом ниже прожиточного минимума увеличилось во втором квартале 2020 года на 1,3 млн год к году и составило 19,9 млн человек (13,5% населения страны). В решении этого многолетнего вопроса, конечно, имеет значение, как на предложения ввести необлагаемый минимум реагирует Кремль. Но в последние пару лет Кремль на подобные вопросы отвечает, что “не определился”.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Между тем последствия введения не облагаемого налогом минимума могут быть многочисленны и в перспективе будут способствовать оздоровлению экономики. Так, благодаря росту доходов вырастет покупательная способность населения. Почти все эти деньги будут потрачены на товары, что подстегнет экономику, и таким образом часть выпадающих налогов вернется в бюджеты. Кроме того, снизится объем социальной помощи, которая сейчас из того же бюджета оказывается бедным семьям. У правительства появится финансовая заинтересованность в росте доходов населения, а пока бедные приносят “доход”, эта заинтересованность невелика. После же введения налогонеоблагаемого минимума только двукратное увеличение зарплат у получателей “минималок” вернет налоговые сборы к прежнему уровню. У налоговой службы появится мотивация выявлять “серые” зарплаты. Пока на многих предприятиях ограничиваются официальными выплатами на уровне МРОТ, остальное доплачивают в конвертах. И хотя объем “серых” зарплат, по оценкам экспертов, составляет до трети от общего оборота, налоговые службы крайне вяло пытаются уличать нарушителей. Зато повышаются налоги для законопослушных работодателей, то есть бремя перекладывается с нарушителей на добросовестных. Возможно, после того как предприятия с “серыми” зарплатами начнут приносить деньги в бюджет, налоговая служба наконец заинтересуется и их фактическими доходами. А региональные власти — выгодоприобретатели НДФЛ — будут заинтересованы в этом содействовать.