Юридическая консультация

Приказом Минтранса России от 03.05.2018 N 170 «О внесении изменений в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 г. N 15», зарегистрированным в Минюсте России 24.05.2018 N 51176 оптимизирован режим труда и отдыха водителей автомобилей.

Изменениями, внесенными в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, установлено, что при суммированном учете рабочего времени и увеличении времени управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) до 10 часов (не более двух раз в неделю) суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов и за две недели подряд — 90 часов (неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья).

Предусмотрено, что действие указанного положения не распространяется на пожарные и аварийно-спасательные автомобили.

На вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов и оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, распространена норма о возможности увеличения продолжительности ежедневной работы (смены) до 12 часов (в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов).

 

Пенсионный Фонд России начал прием заявлений от малообеспеченных семей на ежемесячную выплату при рождении (усыновлении) второго ребенка.

Ежемесячная выплата из средств материнского капитала полагается семьям, в которых после 1 января 2018 года рожден или усыновлен второй ребенок.

Право на получение ежемесячной выплаты имеют семьи, в которых размер дохода на члена семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума в субъекте РФ (сведения о прожиточном минимуме по субъектам РФ приведены в приложении).

Для определения дохода на члена семьи необходимо общую сумму доходов семьи за последние 12 месяцев разделить на 12, а потом разделить на количество членов семьи, включая рожденного (усыновленного) второго ребенка (примерный перечень принимаемых к расчету доходов приведен в письме).

Если полученная величина меньше 1,5-кратного прожиточного минимума, указанного в приложении, можно обращаться за выплатой.

Если в ПФР обратиться в первые шесть месяцев, выплата будет установлена с даты рождения ребенка, то есть будут выплачены средства в том числе и за месяцы до обращения. Если обратиться позднее шести месяцев, выплата будет установлена со дня подачи заявления.

Размер полагающейся ежемесячной выплаты равен прожиточному минимуму для детей, который установлен в субъекте РФ (соответствующие сведения приведены в таблице).

 

С 23 по 24 января 2018 приняты Государственной Думой ФС РФ в окончательной редакции:

 Проект Федерального закона N 276412-7 «О внесении изменения в статью 131 Трудового кодекса Российской Федерации» (в части обеспечения возможности выплаты заработной платы и иных выплат в иностранной валюте гражданам Российской Федерации находящимся за пределами территории Российской Федерации) (внесен Правительством РФ)

 

Внесенные в Государственную Думу ФС РФ законопроекты:

Проект Федерального закона N 374313-7 «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»

Президент РФ предлагает установить с 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда в сумме 11 163 рубля в месяц.

Соответствующий законопроект внесен в Госдуму.

В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Федеральным законом от 28.12.2017 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» с 1 января 2018 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 9489 рублей в месяц, что составляет 85 процентов от величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2017 года.

Настоящим законопроектом предлагается уже с 1 мая 2018 года довести минимальный размер оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения, установив его в сумме 11 163 рублей в месяц, что в том числе будет соответствовать требованиям Трудового кодекса РФ.

 

Проект Федерального конституционного закона N 374020-7 «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции»

Верховным Судом РФ в Госдуму внесен законопроект о создании структурно самостоятельных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции

Разработчиками законопроекта подчеркивается, что принципиальным отличием предлагаемого варианта инстанционного устройства подсистемы судов общей юрисдикции от действующего в настоящее время станет четкое распределение между разными судами функций по проверке и пересмотру судебных постановлений в апелляционном и кассационном порядке, которые в настоящее время сконцентрированы в одних и тех же судах.

Законопроектом вносятся изменения в федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации», «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации» и «О Верховном Суде Российской Федерации», определяющие полномочия, порядок образования и деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции.

Предусматривается, в частности, что:

кассационный суд общей юрисдикции является федеральным судом общей юрисдикции, действующим в пределах территории соответствующего судебного кассационного округа (в РФ действуют девять кассационных судов общей юрисдикции в пределах соответствующих судебных кассационных округов);

кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами;

кассационный суд общей юрисдикции действует в составе президиума суда, судебных коллегий по гражданским, административным, уголовным делам и по делам военнослужащих;

апелляционный суд общей юрисдикции является федеральным судом общей юрисдикции, действующим в пределах территории соответствующего судебного апелляционного округа (в РФ действуют пять апелляционных судов общей юрисдикции в пределах соответствующих судебных апелляционных округов);

апелляционный суд общей юрисдикции в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на судебные акты верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами;

апелляционный суд общей юрисдикции действует в составе президиума суда, судебных коллегий по гражданским, административным, уголовным делам и по делам военнослужащих.

Вступление в силу нового Федерального конституционного закона планируется с 1 июля 2018 года.

 

Проект Федерального закона N 358830-7, внесенный в Госдуму 10 января 2018 года:

Возможно, работодателям станет легче увольнять сотрудников за появление на работе в нетрезвом виде.

Во-первых, согласно проекту увольнять можно будет даже тех, кто появился на работе в состоянии опьянения за пределами рабочего времени.

Сейчас в ТК РФ этого уточнения нет. Практика складывается так, что нельзя уволить за нахождение на работе в нетрезвом виде в нерабочее время, например до начала рабочего дня или во время больничного.

Во-вторых, работодателям станет проще доказать состояние опьянения сотрудника. В проекте указаны особенности направления на медосвидетельствование. Планируется, что работодатель будет вручать этот документ сотруднику под подпись и обязательно указывать дату и время вручения. Само освидетельствование сотруднику предстоит пройти в течение двух часов после того, как он получит направление.

К доказательствам наличия опьянения, позволяющим уволить работника, будут приравниваться случаи, когда он:

— отказывается получить направление;

— отказывается пройти освидетельствование;

— не предоставляет работодателю не позднее следующего рабочего дня медзаключение по результатам освидетельствования.

Первые две ситуации работодатель должен будет заактировать.

Пока в судебной практике немало случаев, когда без медосвидетельствования работодателю не удается доказать состояние опьянения сотрудника.

 

Согласно Федеральному закону от 29.07.2017 N 255-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Трудового кодекса Российской Федерации в части уточнения порядка внесения изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» с 1 сентября 2017 года внесение изменений в Трудовой кодекс РФ, приостановление действия его положений или признание их утратившими силу будут осуществляться отдельными федеральными законами.

Положения, предусматривающие внесение изменений в ТК РФ, приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты РФ, приостанавливающих их действие или признающих их утратившими силу либо содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

Федеральным законом от 29.07.2017 N 256-ФЗ внесены изменения в статью 350 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым с 1 октября 2017 года установлено возрастное ограничение на занятие руководящих должностей в отдельных медицинских организациях.

Речь идет о должностях руководителей и их заместителей в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ или органам местного самоуправления, руководителей филиалов медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.

Эти должности теперь будут замещаться только лицами в возрасте не старше 65 лет независимо от срока действия трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста 65 лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

Предусмотрен порядок продления учредителем и руководителем медицинской организации срока пребывания в должности работника, занимающего должность руководителя медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта РФ или органу местного самоуправления, до достижения им возраста 70 лет.

Трудовые договоры, заключенные с руководителями, заместителями руководителей медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ или органам местного самоуправления, руководителями филиалов медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, которые достигли возраста 65 лет на день вступления в силу Федерального закона или достигнут возраста 65 лет в течение трех лет со дня вступления в силу Федерального закона, сохраняют действие до истечения сроков, предусмотренных этими трудовыми договорами, но не более трех лет со дня вступления в силу Федерального закона.

***

Федеральный закон от 18.06.2017 №125-ФЗ » О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

Федеральный закон от 01.07.2017 N 139-ФЗ»О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

Письмо Минтруда России от 21.02.2017 N 14-1/ООГ-1560  о возможности направления работнику расчетного листка в электронной форме, при условии закрепления соответствующего порядка в локальных нормативных документах работодателя.

***

Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 272-ФЗ с 03 октября 2016 года вступили в силу следующие изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ (далее ТК РФ)

Согласно статье 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Согласно статье 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой(ранее было одной трехсотой) действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Согласно статье 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года (ранее было три месяца) со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

ВС РФ разъяснил, когда можно не выплачивать премии сотрудникам.

Спор возник из-за того, что организация прекратила выдавать сотруднику ежемесячную премию.

ВС РФ установил: ни трудовым договором, ни положением об оплате труда прямо не предусматривалось, что премия — это обязательная часть зарплаты. Значит работодатель вправе самостоятельно определять, премировать ли сотрудника.

Верховный суд также отметил, что условия назначения премии устанавливает работодатель, закрепляя их в локальном нормативном акте. В частности, размер премии может зависеть от результатов экономической деятельности организации.

Чтобы избежать спорных ситуаций, лучше прямо указать в трудовом договоре и локальных актах, что премия не является обязательной выплатой.

Определение ВС РФ от 27.11.2017 N 69-КГ17-22.

 

ВС РФ: всех работников организаций торговли нужно отправлять на медосмотры.

Верховный суд решил, что юрлицо правомерно оштрафовали на 120 тыс. руб. за допуск к работе лиц, не прошедших медосмотр.

Компания специализировалась на оптовой торговле машинами, оборудованием и принадлежностями к ним. Она указала, что допущенные к работе без медосмотра сотрудники занимались не реализацией продукции, а лишь аналитической и административной деятельностью.

ВС РФ отметил: в перечне работ, при которых необходимы медосмотры, речь идет о труде во всех организациях торговли. Ни конкретные ее виды, ни реализуемая продукция в этом документе не указаны.

Также суд учел: есть специальные противопоказания для тех, кто изготавливает и реализует пищевую продукцию. В остальной части правила касаются всех без исключения работников торговли.

Интересно заметить: Роспотребнадзор придерживался иной позиции. Он указывал, что медосмотры обязательны для тех, кто непосредственно контактирует с продовольственным сырьем, пищевой продукцией.

Постановление ВС РФ от 06.12.2017 N 34-АД17-5.

 

1.Дисциплинарные взыскания

2.Изменение условий трудового договора

3.Расторжение трудового договора

4.Трудовые права женщин

5.Трудовая книжка

6. Рабочее время. Время отдыха

7. Определение Верховного Суда РФ

ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ