Правительство РФ обновило Правила предоставления платных медуслуг – документ, действовавший более 10 лет
Новый документ вступит в силу с 1 сентября. Теперь медицинские организации сами определят материальную базу платных услуг, а пациент получит полную информацию о возможностях лечиться бесплатно, сообщает «Российская газета».
«Новые правила предусматривают более четкое разграничение условий для предоставления платных медуслуг и бесплатной медицинской помощи, и тем самым предупреждают подмену бесплатной помощи, оказываемой в рамках программы госгарантий», — пояснили в Минздраве. Правила будут одинаковы для всех медучреждений вне зависимости от формы собственности и ведомственной принадлежности. Помощь и условия ее получения должны быть понятны, сравнимы и прозрачны во всех медорганизациях.
Газета «Солидарность» уточняет, самое большое количество жалоб со стороны пациентов связано с навязыванием им платных медицинских услуг. Если медицинская услуга входит в пакет ОМС, то пациент может отказаться от ее платного формата, и клиника не может отказать ему в помощи в рамках ОМС.
Важный пункт новых правил касается выбора тактики лечения. Клиника имеет право назначать пациенту лекарства, не входящие в перечень жизненно необходимых, и рекомендовать медицинские изделия даже при отсутствии жизненных показаний. Но эти препараты пациент будет оплачивать. Так же за свои деньги пациент, например, сможет по своему желанию установить индивидуальный пост медицинского наблюдения или попросить лечить анонимно.
«Союз пациентов всегда придерживался позиции, что частные клиники также должны работать на основе клинических рекомендаций, порядков оказания медпомощи и стандартов, утвержденных Минздравом, нести ответственность за качество оказания медицинской помощи. Все эти положения вошли в документ, — отметил сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев. – При этом частные медорганизации могут оказывать помощь шире вышеуказанных документов. И тут остается дилемма — не будет ли происходить навязывание лишних услуг?»
«Мы знаем случаи в регионах, когда клиники, работающие в системе ОМС, отказывались допускать предусмотренное по закону проведение независимой оценки условий оказания медпомощи», — отметил эксперт. Наименования платных услуг тоже должны соответствовать номенклатуре Минздрава, а пациент – иметь возможность обратиться в другие организации, если качество медицинской помощи его не устроит. Урегулировать конфликты в досудебном порядке способны страховые компании, выступающие на стороне застрахованного лица.
Свой взгляд на достоинства и недостатки страховой медицины высказывал колумнист «Солидарности». «Принято считать, что в разных странах сейчас работают три модели здравоохранения: государственное, страховое, коммерческое. На мой взгляд, есть два подхода, привязанных к ответу на основной вопрос медицины: это право или товар? Дальше они комбинируются применительно к местным условиям» – отмечал он, называя всеобщее, равное и бесплатное (за счет бюджета) здравоохранение «предметом национальной гордости наряду с Победой 1945 г. и первым полетом в космос».