ФНПР обратилась к Председателю Фонда пенсионного и социального страхования РФ Сергею Чиркову с предложением вернуться к расчету пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством за последний год уплаты страховых взносов, чтобы повысить социальную защищенность трудящихся
В отечественной практике ранее использовались правила расчета пособий, при которых учитывался средний заработок за 1 календарный месяц с учетом доплат и надбавок, получаемых на день наступления нетрудоспособности. Переход на методику расчета за 3, а затем за 12 месяцев был обусловлен сложной социально-экономической обстановкой и нестабильностью доходов работающего населения.
Пособие по временной нетрудоспособности и по беременности и родам являются единственными видами пособий, которые учитывают размеры заработной платы за последние 2 года. В то же время, остальные виды выплат, включая социально-страховые, рассчитываются за период не более 1 года согласно Постановлению Правительства РФ от 24.06.2023 года №1026 «Об исчислении среднего заработка».
Текущий порядок расчета пособий негативно сказывается на уровне страхового обеспечения работников, включая беременных женщин и тех, кто ухаживает за ребенком, что не способствует решению демографической задачи в стране. Согласно официальным данным, рождаемость в Российской Федерации с 2014 года стабильно снижается, и в 2022 году показатель рождаемости на 600 тысяч человек меньше, чем в 2014 году.
По данным Федеральной службы государственной статистики, среднемесячная заработная плата в стране ежегодно растет в номинальном выражении. Однако действующий порядок расчета пособий не отражает фактически утраченный заработок работника. Вместо этого используется расчетный показатель, который не соответствует реальным потерям заработка по его величине и покупательной способности.
Методика исчисления пособий из среднего заработка за 2 календарных года позиционировалась как временная норма оптимизации расходов и обеспечения сбалансированности бюджета Фонда социального страхования РФ. Принятые меры обеспечили сбалансированность финансовых ресурсов и обязательств Фонда, и уже в 2011 году бюджет Фонда был исполнен с профицитом. Даже в условиях пандемии COVID-19 Фонд сохранил финансовую устойчивость. Проект основных характеристик бюджета Фонда пенсионного и социального страхования на 2024 год подтвердил тенденцию к стабильности системы на плановый период 2025 и 2026 годов.
ФНПР предлагает отказаться от дальнейшего применения текущей методики, учитывая ее отрицательное влияние на социально-экономическое положение наемных работников, особенно женщин, и считает необходимым проведение открытых обсуждений и консультаций со всеми сторонами социального партнерства и широкой общественностью с целью выработки приемлемого решения.