ФНПР направила в правительство ряд замечаний к новому законопроекту о передаче полномочий федеральных надзорных и контролирующих органов на региональный и муниципальный уровень
В Госдуму 5 декабря поступил законопроект, согласно которому полномочия множества федеральных надзорных и контролирующих органов следует передать на региональный и муниципальный уровень. Ранее с документом были ознакомлены стороны Российской трехсторонней комиссии, но они его еще не обсуждали. У профсоюзов тем временем уже появились претензии по части вероятного ухудшения работы надзорных органов в сфере охраны труда.
ФНПР, в лице своего секретаря и главного техинспектора труда Виталия Трумеля, направила в правительство ряд замечаний к новому законопроекту. В целом сводятся они к тому, что цель документа — снижение избыточного вмешательства госорганов в деятельность организаций — расходится с некоторыми конвенциями МОТ, ратифицированными в России. Например, согласно законопроекту количество проверок работодателей на предмет соблюдения трудового права должно сократиться, а профсоюзы, естественно, придерживаются другого мнения.
Так, еще в 1998 году были ратифицированы конвенции “Об инспекции труда в промышленности и торговле”, “О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация” и “О безопасности и гигиене труда и производственной среде”. Предложенный к принятию законопроект противоречит им, считают в профсоюзах. В частности, международные документы обеспечивают трудовому инспектору ряд неотторгаемых прав.
Среди них — свободно проходить на любое предприятие и даже не предупреждать об этом собственника заранее. Или входить в любое здание предприятия на основании одного лишь подозрения, что там что-то нечисто. Или опрашивать персонал без вмешательства и присутствия работодателя (то есть можно просто потребовать от него удалиться). А еще — изучать любую документацию предприятия, относящуюся к трудовой сфере, и снимать с нее копии. И даже — изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ (уведомив при этом работодателя).
При снижении количества проверок оперативность использования инспекторами всех этих прав тоже снизится, упадет качество их работы, а как следствие — ухудшатся условия труда на тех или иных предприятиях. Кроме того, законопроект предполагает наличие некоего плана проверок. Но в техинспекции труда ФНПР отмечают: в данном случае “не может быть и речи о существовании единого стандартного плана работ”, а определить “оптимальную частоту” проверок просто невозможно. Добавим также, что передача функций федеральных контролирующих органов региональным структурам, а от них муниципальным делает их более зависимыми от властей, что тоже не хорошо.
Вывод ФНПР — государственный и муниципальный контроль над соблюдением требований безопасности и гигиены труда нужно вывести из-под действия потенциального закона. Тем более что внушительный список исключений уже есть в законопроекте. В их числе проверки при оперативно-розыскных мероприятиях, исполнении уголовных наказаний, расследовании причин аварий и несчастных случаев, в случае деятельности ГИБДД, антимонопольных органов, при госзакупках и еще многом другом.
— Трудовая инспекция — единственная, деятельность которой регулируется Конвенцией МОТ — “О безопасности и гигиене труда”. Россия взяла на себя обязательство принять ее в полном объеме, — говорит Виталий Трумель, напоминая, что международное право у нас в стране выше внутренних законов.
О том, будет ли при обсуждении законопроекта учтена позиция профсоюзов, судить еще рано. Хотя документ попал в Госдуму, не назначен еще даже ответственный комитет. Кроме того, инициатива должна пройти обсуждение сторонами Российской трехсторонней комиссии — там, скорее всего, профсоюзная позиция и будет высказана наиболее громко.
Источник: Солидарность