Продолжая «регуляторную гильотину», Минтруд подготовил проект федерального законопроекта «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (в части систематизации обязательных требований в сфере трудовых отношений и нормативного правового регулирования трудовых отношений)
Вопреки заявленному наименованию, законопроект направлен не на систематизацию, а на разрушение системы трудового законодательства, считают в Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР).
ФНПР считает, что должны оставаться обязательными к соблюдению все нормы действующего трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Должны неукоснительно и без ограничений выполняться требования статей 5, 10 и 423 Трудового кодекса РФ.
Позицию российских профсоюзов прокомментировал секретарь ФНПР Николай Гладков:
— Понятие обязательных требований было введено в российское законодательство федеральными законами от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» и № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Названными требованиями признаются содержащихся в нормативных правовых актах требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется, кроме прочего, в рамках государственного контроля (надзора) и привлечения к административной ответственности.
Применительно к трудовому законодательству в контексте названных федеральных законов обязательными требованиями можно назвать нормы трудового права, устанавливающие и охраняющие трудовые права граждан, за нарушение которых нерадивых работодателей можно привлечь к административной ответственности.
Законопроектом предусмотрено дополнение части пятой Трудового кодекса РФ разделом XII.1 «Обязательные требования в сфере труда», в котором перечислены уже содержащиеся в Кодексе основные институты и подинституты трудового права. Цель такого нововведения – подчинение трудового законодательства ограничениям, вводимым новым законодательством о государственном контроле и надзоре, а именно:
— государственные инспекторы труда не вправе будут проводить проверку деятельности работодателей на предмет соблюдения трудового законодательства по вопросам непоименованным в проектируемом разделе Кодекса – что ограничит не только полномочия государственных инспекторов труда, но и защиту трудовых прав граждан органами прокуратуры и профсоюзами;
— Правительством РФ до 1 января 2021 года будут признаны утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отменены нормативные правовые акты Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащие нормы трудового права, соблюдение которых подлежит проверке при проведении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
— новые нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права будут издаваться с ограниченным сроком действия – по общему правилу – не больше шести лет со дня вступления в силу;
— применение норм трудового права по аналогии станет недопустимым.