По состоянию на февраль 2021 года среди руководителей российских микропредприятий примерно 33 % — женщины
ФНС проанализировала данные о деятельности женщин-предпринимателей за последние годы, сообщает пресс-служба ведомства.
По данным реестра МСП, на сегодня общее число предприятий малого бизнеса — 3,31 млн, а доля женщин-предпринимательниц — 1,33 млн, что составляет 40,2%. Среди самозанятых данный тренд сохраняется: с начала эксперимента по введению специального налогового режима для самозанятых их общее количество достигло 1,8 млн, из них — 747 тыс. женщины, что также составляет порядка 40%. Доход женщин-самозанятых превысил 100 млрд рублей, а это 32% всех доходов .
При этом 7% женщин-самозанятых моложе 21 года, 42% составляет возраст от 21 до 35 лет,самозанятых 46% — от 35 до 60 лет, и 5% — старше 60 лет. В некоторых регионах доля самозанятых женщин преобладает над долей мужчин. Например, в Республике Бурятия она достигает 58,66%, в Курганской области — 55,62%, в Забайкальском крае — 55,13%, а в Республике Алтай — 54,62%.
Наиболее популярной среди женщин-самозанятых является деятельность в сферах маркетинга и рекламы, сдачи в аренду квартир, репетиторства, парикмахерских услуг, услуг маникюра и педикюра, создании собственной продукции, дизайна интерьеров и пошива одежды.
Женщины работают и в исторически мужских сферах: занимаются ремонтом автомобилей и бытовой техники, перевозкой пассажиров и грузов, металлообработкой и автоэвакуацией. Кроме того, есть самозанятые женщины-сантехники, грузчики, электрики и компьютерные мастера. При этом наибольший доход женщины-самозанятые получают, работая в сфере консультирования по вопросам здоровья, аналитике данных, программировании, строительстве, проектировании, техобслуживании и бухгалтерии.
Заместитель президента-председателя правления банка «Открытие» Надия Черкасова, ссылаясь на исследование банка, говорит о том, что около трети компаний клиентов банка из сегмента МСБ владеют или управляют женщины. Это близко к показателям рынка. Она также отметила, что женщины составляют 54% трудоспособного населения России и, очевидно, чаще они выбирают работу по найму, чем свое дело
В опросах банка приняли участие более, чем 206 тысяч клиентов. 33% клиентов банка с годовой выручкой до 20 млн руб. — это бизнес, которым управляют, либо владеют женщины. При этом, в сегменте 20-50 млн рублей их 28%, а среди клиентов с выручкой более 1,5 млрд рублей — лишь 12%.
Самые частые сферы, на которые приходятся «женские» компании:
торговля одеждой (8%),
торговля продуктами (5,9%),
аренда недвижимости (5,3%),
грузоперевозки (4,6%),
бухгалтерия и юридические услуги (4,2%).
И только 3,9% «женского» бизнеса — это парикмахерские и салоны красоты, а на кафе и рестораны приходится лишь 2,9%.
Исследование также показало, что доля женского предпринимательства растет.
93% женщин планируют и дальше развивать свое дело, несмотря на последствия пандемии. Более половины отмечают, что восстановили утраченные позиции, а еще 10% во время пандемии получили возможности для создания нового направления развития бизнеса.