Председатель Краснодарского краевого профобъединения, депутат Государственной Думы Светлана Бесараб рассказала корреспонденту «Ъ-Кубань» о том, что неформальные трудовые отношения остаются самым тревожным фактором в сфере занятости в России
«Серая и черная зарплаты стали основными врагами пенсии»
Депутат Госдумы Светлана Бессараб о рынке занятости
Прошло заседание краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, участие в котором приняли вице-губернатор Краснодарского края Анна Минькова, а также лидер профсоюзов Кубани, депутат Госдумы Светлана Бессараб. Парламентарий рассказала «Ъ-Кубань» принятых решениях, а также о работе по легализации трудовых отношений.
С. Бессараб: Неформальные трудовые отношения остаются самым тревожным фактором в сфере занятости в России.
Согласно официальным данным, свыше 15 млн экономически активных россиян нигде не работают. На самом деле не все эти граждане безработные. Многие из них постоянно трудятся, но без оформления договора и часто без уплаты налогов и страховых взносов.
Несмотря на то, что общая численность работников, занятых в неформальном секторе страны, с 2006 года сократилась почти вдвое (с 45% в 2006 году до 28% в 2020-м), объем теневого рынка труда по-прежнему составляет около трети занятого населения.
— Как пандемия и экономический кризис повлияли на ситуацию с теневой занятостью?
С. Бессараб: До пандемии в 2020 году в России в неформальном секторе трудился каждый пятый работник. Для 93% из них это была единственная работа. При этом введение локдауна и жестких карантинных ограничений в первую очередь негативно отразились именно на сером рынке труда.
Те, кто трудился без оформления и получал зарплату в конверте, были практически лишены возможности социальной и правовой защиты, а также не могли претендовать на государственную поддержку в этой сложной ситуации. Предприятия и работодатели, которые, пытаясь оптимизировать свою деятельность и сократить расходы на обязательных отчислениях с фонда оплаты труда, не оформляли трудовые отношения с работниками, лишили себя возможности участия в различных государственных программах поддержки бизнеса и остались один на один с экономическими трудностями.
Но в целом пандемия, предпринятые правительством меры поддержки граждан и бизнеса с белой занятостью, налоговые послабления для самозанятых дали направление на сокращение неформальной занятости и легализацию трудовых отношений.
В Краснодарском крае доля занятых в неформальном секторе экономики по итогам второго квартала 2021 года составила 32,5% и снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,7%. Во втором квартале 2020 года доля занятых в этом секторе составляла 33,5%.
— Какие потери бюджетов от не официально работающих?
С. Бессараб: Неформальная занятость приводит в первую очередь к недостаточному финансированию бюджетной сферы и отрицательно влияет на экономику.
Согласно оценкам Министерства финансов РФ, если рост теневой занятости не снизится, то к 2034 году потери бюджета могут достичь 1,5% ВВП в год, а потери с неуплаченных налогов уже достигают 10 триллионов рублей ежегодно.
К тому же сокрытие налогов ведет к несправедливому распределению нагрузки на работающих официально граждан, тех, кто платит отчисления в бюджет в соответствии с законодательством.
Получается, что те, кто работает в тени, также пользуются медицинским обслуживанием, бесплатным образованием для детей, дорогами, инфраструктурой, но делают это за счет налогов, оплачиваемых другими работающими. При этом «теневики» никак не участвуют в формировании бюджета ни на федеральном, ни на региональном уровнях.
Серая и черная зарплаты стали также основными врагами страховой пенсии. Работодатель, выплачивающий зарплату в конверте, не только лишает своих сотрудников достойной пенсии в будущем, но и влияет на пенсии нынешних пенсионеров.
В результате разъяснительных мероприятий и работы с налоговыми агентами, где заработная плата ниже МРОТ, в консолидированный бюджет Краснодарского края за 9 месяцев 2021 года поступило 56,6 млрд руб. налогов на доходы физлиц, что на 16% больше, чем за тот же период прошлого года.
Кроме того, во внебюджетные фонды дополнительно поступило 1 млрд 400 млн руб. страховых взносов.
— Какие санкции ожидают работодателей за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора, выплату зарплаты в конвертах и неуплату налогов в страховые фонды?
С. Бессараб: Организация, практикующая серые схемы «оптимизации» заработной платы, должна быть готова к тому, что налоговые органы придут с проверкой и этот факт раскроется. Если работодатель не уплачивает с выдаваемых работникам средств НДФЛ и не отчисляет взносы в социальные фонды, он подлежит административной и уголовной ответственности.
Только за 9 месяцев 2021 года Гострудинспекцией по Краснодарскому краю вынесены постановления о назначении административных наказаний в виде штрафов в отношении 766 виновных лиц на общую сумму 10 млн 189 тыс. руб. Общая сумма штрафов составила 11,2 млн руб.
Профсоюзы считают, что предусмотренные ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размеры штрафов за уклонение от оформления трудового договора, заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения, установление заработной платы ниже МРОТ, невыплату или неполную выплату зарплаты в установленные сроки являются недостаточной мерой пресечения нарушений. Для работодателей — физических лиц штрафы за подобные нарушения трудового законодательства составляют всего от 1 тыс. до 10 тыс. руб., а за повторное нарушение — от 5 тыс. до 30 тыс. руб.
Профсоюзы предложили внести изменения в ч. 3–7 ст. 5.27 КоАП РФ и увеличить размеры штрафов, чтобы усилить ответственность работодателей и защитить права работников.
Нельзя забывать, что ответственность несут и сами работники, которые соглашаются получать серую зарплату, не отдавая часть дохода государству. Даже тот факт, что уплата подоходного налога на всех работающих является обязанностью работодателя, не может избавить сотрудника от обязанности платить налоги. Это одна из немногих конституционных обязанностей гражданина.
— Сегодня наблюдается рост оформления самозанятых. С чем это может быть связано? Это работа надзорных органов или выбор самих жителей? Ведь до этого они фактически работали так же, но в серую.
С. Бессараб: Эксперимент по оформлению граждан в качестве самозанятых оказался успешным. Открытые и прозрачные условия, простота регистрации, субсидии, а главное, комфортный налоговый режим привлекают в систему самозанятости все больше россиян и выводят их из тени. Это новый способ работать официально — проще, чем регистрация ИП. Действительно, режим удобный: пользователь не платит страховые взносы, не сдает отчеты, а налог за него считает цифровое приложение.
Количество самозанятых в России достигло 3,5 млн человек, и это в два раза больше, чем в начале 2021 года. Легализация по-прежнему остается единственным способом для тех, кто трудится на себя, претендовать на получение дополнительной поддержки в сложной ситуации.
В Краснодарском крае специальный налоговый режим для самозанятых действует с 1 июля 2020 года. За это время число самозанятых на Кубани выросло втрое. По этому параметру регион сегодня пятый в стране. Из 131 тыс. действующих плательщиков НПД (налог на профессиональный доход) почти 71% ранее не были зарегистрированы индивидуальными предпринимателями, то есть вышли из тени.
Достижение таких результатов стало возможным благодаря мерам господдержки предпринимателей и самозанятых. В текущем году на эти цели из краевого и федерального бюджетов выделено порядка 700 млн руб.
Прямую финансовую помощь самозанятым оказывает Фонд микрофинансирования. Существует специальный заем «Самозанятый». Сейчас льгота стала еще удобнее — сумму до 150 тыс. руб. можно получить без залога и поручительства. Максимальная сумма по займу «Самозанятый» составляет 500 тыс. руб.
За 10 месяцев текущего года самозанятыми гражданами в крае задекларировано доходов более 15 млрд руб., по которым начислено свыше 560 млн руб. налога. Только водителями такси в качестве самозанятых с начала действия режима НПД заявлено доходов почти 2 млрд руб. и уплачено в бюджет более 52 млн руб.
— Для регионов и муниципалитетов устанавливаются целевые показатели по легализации трудовых отношений. Как выполняются плановые показатели в Краснодарском крае?
С. Бессараб: Существует Методика формирования ежегодного рейтинга субъектов России по уровню соблюдения трудового законодательства, утвержденная Минтруда, которая включает и определение уровня легализации трудовых отношений. При подсчете учитывается работа в субъекте комиссии по легализации трудовых отношений и уровень достижения контрольного показателя по снижению неформальной занятости.
Работа по выявлению работодателей, уклоняющихся от надлежащего оформления трудовых отношений с работниками, проводится органами исполнительной власти, органами местного самоуправления Кубани, отделениями государственных внебюджетных фондов, налоговыми органами, государственной инспекцией труда и профсоюзами.
Ежегодно утверждается план («Дорожная карта») мероприятий, направленных на снижение неформальной занятости.
За последние три года выявлено 165,6 тыс. человек, работавших без трудового договора, из них оформили трудовые отношения 164,9 тыс. работников. Плановый показатель выполнен на 89,5%.
— Как прошло заседание краевой трехсторонней комиссии в Краснодарском крае, что решили социальные партнеры? Какие меры планируется предпринять для вывода из тени большего числа работников?
С. Бессараб: На заседании Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 29 ноября представители органов исполнительной власти, работодатели и профсоюзы не только обсудили итоги работы и предпринимаемые меры по легализации трудовых отношений в регионе, но и говорили о необходимости ужесточения ответственности и последствий за подмену трудовых отношений гражданско-правовыми договорами, проведения разъяснительной работы с работодателями по вопросам обязательности уплаты страховых взносов и налогов, информирования населения о социальных последствиях ненадлежащего оформления трудовых отношений.
Было принято решение усилить и вывести на качественно новый уровень совместную работу органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, отделений государственных внебюджетных фондов, налоговых органов, государственной инспекции труда и профсоюзов по выявлению фактов незаконного трудоустройства, выплаты заработной платы ниже минимального размера.
На ближайшие годы ключевыми инструментами вывода из тени станут цифровизация налогового администрирования и консолидация всех информационных потоков в единую базу данных, упрощение процедур по уплате пошлин и налогов, создание реестра недобросовестных работодателей.
Сократить число теневых работников можно за счет усиления социальных гарантий и социальной защищенности работников в официальной экономике.