Аналитики ИТ-компании «Эвотор» сравнили оборот торговых точек малого и среднего бизнеса в мае этого и прошлого года
Несмотря на послабления в режиме ограничений ни один из ключевых сегментов МСБ не достиг в мае оборотов прошлого года. Выручка малых и средних предприятий торговли и сферы услуг на фоне пандемии в мае сократилась на 41% по сравнению с прошлым годом.
В апреле, по данным Эвотора, оборот малого и среднего бизнеса упал на 54%, а в марте на 10% по сравнению с аналогичными периодами 2019 года. В период самоизоляции паттерн потребления изменился. Люди стали больше покупок делать в онлайне, реже посещать традиционные магазины, но покупать больше товаров за один поход в магазин. В результате трафик в магазинах сократился, но средний чек покупок повседневных товаров вырос.
- Оборот несетевых супер- и минимаркетов в мае сократился на 29% по сравнению с прошлым годом, при этом средний чек вырос на 15% до 314 рублей.
- Выручка специализированных продуктовых лавок сократилась на 12%, а средний чек вырос на 8% до 477 рублей.
- Оборот зоомагазинов упал в период пандемии на 24%, при этом средний чек вырос на 11% до 658 рублей.
- В мае сократилась даже выручка несетевых аптек на 23% по сравнению с прошлым годом, зато средний чек в аптеках вырос на 14% до 486 рублей.
- Выручка табачной розницы уменьшилась на 27%, а средний чек прибавил 10% до 302 рублей.
- Оборот пивных магазинов сократился на 16%, а средний чек вырос на 14% до 350 рублей.
Вопреки расхожему мнению, что россияне стали больше пить на самоизоляции, выручка алкомаркетов уменьшилась на 34%, средний чек тоже упал — на 14% до 366 рублей.
По данным Эвотора, магазины стройматериалов восстанавливают обороты быстрее большинства сегментов МСБ. Уже в мае, с началом дачного сезона, выручка этого сегмента превысила показатели начала марта. Однако даже у магазинов стройматериалов оборот по сравнению с маем прошлого года упал — на 34%. При этом средний чек тоже сократился — на 8% до 1342 рублей.
Магазины сантехники не досчитались 33% прошлогодней выручки за май, магазины товаров для дачи 26%, хозяйственные магазины 22%.
Больше всего из-за коронавируса и режима ограничений пострадали модный ритейл и сфера услуг.
Выручка небольших музеев была в мае ниже на 94%, чем в прошлом году, турагентств на 87%, спортивных центров на 84%, салонов красоты на 71%, гостиниц на 69%, магазинов одежды на 69%, обуви на 67%, ювелирных магазинов на 61%, оптик на 60%, стоматологий на 53%.
По словам генерального директора ИТ-компании «Эвотор» Андрея Романенко оборот малого и среднего бизнеса в мае на 27% превысил апрельские показатели. Между тем он отметил, что падение год к году оставалось по-прежнему драматическим — более 40%. Романенко считает, что о начале восстановления бизнеса можно будет говорить по итогам июня. С начала лета в Москве и в большинстве российских регионов разрешили работать непродовольственным магазинам и отдельных сегментам сферы услуг. За время самоизоляции сформировался отложенный спрос на товары категории “мода” (одежду, обувь, аксессуары), товары для дачи, услуги салонов красоты, стоматологий – потребление в этих сегментах в июне будет расти активнее всего.
Для анализа использовались данные онлайн-касс «Эвотор» более 650 тыс. устройств по всей России. Сравнивался ежемесячный оборот по онлайн-кассам в 2020 и 2019 годах с поправкой на рост базы.