Правительство разрабатывает поправки в Трудовой кодекс, которые введут единую модель формирования оплаты труда учителей на федеральном уровне
В интервью в интервью «Российской газете» 13 января министр просвещения Ольга Васильева отметила, что соблюдать такую зарплатную пропорцию министерство рекомендует уже несколько лет. Каждый год регионы получают рекомендации, согласно которым 70 процентов зарплатного фонда для педагогов должны выделяться на оклады за одну ставку — за 18 уроков в неделю. Остальные 30 процентов предполагается оставлять на различные надбавки.
По словам министра, проблема в том, что субъекты и муниципалитеты сами решают, как начислять оклады, надбавки и стимулирующие выплаты. Далеко не все эту пропорцию – «70 на 30» – соблюдают. Порой средняя по региону зарплата появляется в отчетах губернаторов только за счет того, что педагоги берут дополнительную нагрузку, работают на полторы ставки и больше
Васильева пояснила, что можно кардинально решить проблему несправедливой оплаты труда педагогов, закрепив в Трудовом кодексе единую модель, по которой будет формироваться структура зарплаты учителей. Такая модель позволит усовершенствовать базовые гарантии для тех или иных специалистов на федеральном уровне.
Министр просвещения рассказала и о других новациях в работе учителей. В частности, о снижении бюрократической нагрузки на преподавателей. Соответствующие нормы, по ее словам, планируется закрепить в законе «Об образовании в РФ». После одобрения поправок в законодательстве за учителем будет закреплено четыре обязательных к заполнению документа: программа по предмету, календарно-тематический план, электронный журнал, электронный дневник.
Васильева сообщила, что новые школьные стандарты (ФГОС) должны немного облегчить жизнь педагогам. По сравнению с действующей версией, они позволят снизить нагрузку по отчетности более чем на 30%.
Прокомментировать предложенные министром нововведения «Солидарность» попросила Татьяну Куприянову, заместителя председателя профсоюза работников народного образования и науки РФ:
– По сути, речь идет об унификации подходов к формированию системы оплаты труда и о повышении гарантий, устанавливаемых на федеральном уровне – как в отношении ставок и окладов, так и по перечню компенсационных и стимулирующих выплат. Мы надеемся, что профсоюз услышат и будут приняты решения не только в отношении структуры зарплаты, но и по установлению минимально допустимых окладов учителей. Такой подход позволит уменьшить неравенство в зарплатах педагогических работников в разных регионах России. Сейчас разница в зарплатах между разными регионами (например, между Чукоткой и Москвой – с одной стороны – и Северной Осетией, Мордовией) может составлять пять-шесть раз. Это недопустимо. Как напомнила эксперт, профсоюз работников образования неоднократно поднимал соответствующую проблему перед российским правительством. Законодательно правительство получило возможность установить базовые ставки для специалистов бюджетной сферы почти 15 лет назад, однако этой возможностью так и не воспользовалось. На площадке Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений мы уже лет 15 разрабатываем и утверждаем единые рекомендации по оплате труда в государственных и муниципальных учреждениях – для всей бюджетной сферы. Есть раздел, где установлена конкретная доля окладов в структуре зарплаты в сфере образования – 70%. Проблема в том, что в большинстве регионов эти рекомендации воспринимаются именно как рекомендации, а не как руководство к действию.
Татьяна Куприянова добавила, что ситуация начала меняться в лучшую сторону после того, как президент России Владимир Путин осенью прошлого года дал дополнительные поручения по модернизации первичного звена здравоохранения, а также поручил установить полномочия правительства по формированию требований к отраслевым системам оплаты труда в бюджетной сфере.