Профсоюзную оценку инициативы дал секретарь ФНПР, руководитель Департамента Аппарата ФНПР социально-трудовых отношений и социального партнерства Олег Соколов
Министерство труда и социальной защиты на заседании Правительства РФ представило проект реформы расчета прожиточного минимума (ПМ) и минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Предлагается отказаться от той системы – «карточной» – которая существует сейчас и перейти к общемировому стандарту. Прожиточный минимум в инициативе Минтруда определяется как часть среднедушевого дохода, а не как статистическая стоимость корзины потребления.
Комментарий Олега Соколова, секретаря ФНПР, руководителя Департамента Аппарата ФНПР социально-трудовых отношений и социального партнерства:
— Действующий закон о потребительской корзине, на основе которой рассчитывается прожиточный минимум, истекает в этом году.
В 2018 году была создана рабочая группа при Минтруде с участием социальных партнеров, которая занималась подготовкой новой методологии определения потребительской корзины и прожиточного минимума. В рамках рабочей группы ФНПР выдвинула ряд инициатив, которые, в основном, были поддержаны. Однако работа группы была заморожена, а заседания не проходили более года.
В настоящее время появилась информация о том, что Минтруд России подготовил свой вариант изменений в закон о потребительской корзине и прожиточном минимуме.
Отношение к данной инициативе Минтруда России двоякое. С одной стороны Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации предлагает какие-то новации, не обсудив их с социальными партнерами. С другой стороны, предложения Министерства о переходе к установлению минимального размера оплаты труда в процентах к медианной заработной плате, а величины прожиточного минимума — к медианному доходу могут быть вполне обоснованными. Такая методология применяется в ряде стран, ее можно было бы рассматривать.
Однако есть ряд проблем. Во-первых, методическая. Дело в том, что медианная заработная плата рассчитывается раз в 2 года в рамках выборочного обследования Росстата. Последнее было в апреле 2019 года, следующее — в 2021 году того же месяца. То есть если использовать методику, которую предлагает Минтруд, придется замораживать минимальный размер оплаты труда на 2 года? Либо раз в 2 года менять? Тогда надо менять методику наблюдений Росстата: проводить раз в квартал, но на это нужны дополнительные средства из бюджета.
Во-вторых, содержательная проблема. Какой процент от медианного дохода или от медианной заработной платы используется для установления минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума? Стоит учитывать, что доход значительно ниже зарплаты. Если считать от дохода, тогда МРОТ вырастет незначительно, что не правильно. Мы считаем, что рост МРОТ должен быть более высокими темпами, для того чтобы обеспечить рост реальных доходов и реальной заработной платы населения.
В-третьих, реальные располагаемые доходы населения сокращаются. Это происходит из-за роста налоговой и квазиналоговой (коммунальные платежи, штрафы и другие платежи) нагрузки наряду с обязательными платежами. Предложение ФНПР состояло в том, чтобы считать обязательные платежи, которые ложатся на население (квазиналоги), в натуральном выражении для учета их роста при установлении прожиточного минимума и МРОТ.
Предложение Минтруда требует серьезного обсуждения.