Министерство труда и социальной защиты предлагает закрепить долю оклада в структуре заработной платы в бюджетной сфере от 50 до 70 процентов
Об этом в среду сообщает РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу ведомства.
Запрос на увеличение доли окладов в Минруде связали с непрозрачностью формирования зарплаты. Отмечается, что это позволит решить формирование отраслевых систем оплаты труда.
В ведомстве отметили, что российская трёхсторонняя комиссия по регулирования социально-трудовых отношений уже составляет рекомендации по этому вопросу совместно с министерствами и профсоюзами.
В Минтруде уточнили, что итогом этой работы станут Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. В них приводится рекомендуемая доля окладов в структуре заработной платы медицинских и педагогических работников, работников культуры от 50 до 70 процентов.
По словам замминистра просвещения Виктора Басюа, процедура формирования зарплаты педагогов непонятна из-за многообразия систем оплаты труда, ведь большая часть заработной платы приходится на компенсационные и стимулирующие выплаты, размер которых зависит от размера ставки.
Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) и соответствующие отраслевые профсоюзы настаивают не один десяток лет на том, чтобы доля оклада в структуре зарплаты медиков, педагогов и работников культуры составляла не менее 70 процентов и на законодательном обеспечении такой нормы.
В апреле профсоюзная сторона предложила РТК рассмотреть установление базовых окладов для врачей, учителей и других категорий бюджетников. Такая мера поможет ликвидировать зарплатное неравенство в регионах, считают в профсоюзах. По словам заместителя председателя Общероссийского профсоюза образования Татьяны Куприяновой, установление базовых окладов позволит повысить уровень федеральных гарантий по оплате труда работников бюджетной сферы и снизить зарплатное неравенство между регионами. Сегодня средние зарплаты учителей в разных регионах отличаются в 4–5 раз.
Ранее секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак сообщил о предложении партии реформировать систему оплаты труда работников бюджетной сферы, увеличив долю оклада их заработной платы до 70 процентов. В ходе обсуждения зарплат бюджетников в режиме видеоконференции ос сказал о том, что важно установить единый перечень выплат компенсационного и стимулирующего характера, чтобы соотношение базовой и стимулирующей частей заработной платы было 70 на 30.
10 августа на совещании по вопросам формирования заработной платы бюджетников и рассмотрению соответствующего законопроекта, организованном партией «Единая Россия» при участии представителей Министерства труда и социальной защиты, Министерства просвещения, Минздрава, Министерства культуры и профсоюзов позицию ФНПР на совещании представил Олег Соколов, секретарь ФНПР, руководитель Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства. Он отметил, что Федерация Независимых Профсоюзов России поддерживает необходимость принятия законопроекта, который устанавливал бы единые требования к системам оплаты труда работников бюджетных и муниципальных учреждений.
Олег Соколов заявил:
— Однако, по нашему мнению, одной поправкой проблему справедливой оплаты труда в бюджетном секторе не решить. И как абсолютно правильно было обозначено в докладах выступающих — проблем гораздо больше…
Дело в том, что Трудовой кодекс РФ содержит «спящие» нормы, которые не реализованы или не работают. К примеру, 16 лет такой нормой был минимальный размер оплаты труда не ниже прожиточного минимума. Сейчас такой нормой является установление базовых ставок (окладов) в бюджетной сфере по профессиональным квалификационным группам.
На практике довольно часто оклады и базовые ставки меньше минимального размера оплаты труда. Получается, что постановления Конституционного суда РФ, касающиеся этих вопросов и принятые в 2017 и 2019 годах, до сих пор не реализованы исполнительной властью.
Следующая норма, которую надо упомянуть в этой связи — соотношение заработной платы руководителей и работников. С одной стороны эта норма есть в Трудовом кодексе РФ, но с другой — за последние годы все больше и больше исключений из этой нормы предлагала именно исполнительная власть, выводя из-под действия этой нормы те или иные бюджетные учреждения.
Именно поэтому у профсоюзов есть основания полагать, что даже после принятия поправки в ТК РФ в предложенном на совещании виде, когда Правительству РФ будет предоставлено право утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, норма может оставаться «спящей».
Исходя из этого, профсоюзы предлагают наделить Правительство РФ не правом, а обязанностью установления требований к системам оплаты труда работников бюджетных учреждений.
Вторая норма, на которой настаивает Федерация: при выработке Правительством требований к системам оплаты труда работников бюджетных учреждений должна учитываться позиция Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений или соответствующих отраслевых профсоюзов. Сейчас в тексте законопроекта этого нет, но, надеемся, ко второму чтению эта норма обязательно будет внесена как вытекающая из необходимости социального диалога и конституционного положения о том, что «правительство обеспечивает реализацию социального партнерства».
Применение такого комплексного подхода позволит сделать шаг вперед к установлению справедливой системы оплаты труда в бюджетном секторе.