21 июня Верховный суд России подготовил проект постановления пленума, в котором детально разъясняет правила проведения митингов
«Солидарность» на своем сайте комментирует проект документа со ссылкой на сообщение газеты «Известия», имеющей в распоряжении проект постановления пленума ВС.
Сейчас частая причина отказа в проведении митинга у чиновников, пишет «Солидарность», это возможные неудобства граждан или проведение другого мероприятия в этом месте и в это время. Причем, иногда такие мероприятия проводятся специально и организуются властями уже после получения заявки на митинг. По мнению Верховного суда, это все не может быть причиной отказа или переноса митинга. Для того, чтобы отказать в разрешении на акцию протеста, чиновникам придется доказать, что совместное проведение акции и другого мероприятия приведет к чрезмерному скоплению людей, что является угрозой мирному характеру мероприятий.
Также далеко не всегда нужно наказывать организаторов митингов за превышение численности. Как считает Верховный суд, это стоит делать только в случаях, если превышение численности создало реальную угрозу безопасности граждан и было вызвано действиями организаторов. Например, если организатор не принял зависящие от него меры для ограничения доступа на территорию.
ВС конкретизировал и сроки подачи уведомления организаторами мероприятий. В действующем законе говорится, что делать это нужно не ранее чем за 15 и не позднее чем за 10 дней до планируемого события. ВС в своем проекте уточняет: эти сроки не включают сами дни направления уведомления и проведения публичных мероприятий.
Что касается времени рассмотрения уведомления чиновниками, то по закону у них есть на это три дня с момента получения заявки. Верховный суд отметил, что срок не продлевается, даже если один из дней — нерабочий. В случае, если в это время чиновники не успели довести до организатора свои предложения, мероприятие можно считать согласованным.
Подготовленный проект также перечисляет признаки, по которым можно отличить, когда серия одиночных пикетов будет расцениваться, как одно общее мероприятия. Такие пикеты должны быть «с достаточной очевидностью объединены единством целей и общей организацией, проводятся одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а их участники используют ассоциативно узнаваемые или идентичные наглядные средства агитации и выдвигают общие требования и призывы».
Данные обстоятельства могут подтверждаться, например, наличием одного организатора публичных мероприятий, единым оповещением возможных участников и проведением предварительной агитации, изготовлением и распространением средств наглядной агитации в отношении нескольких пикетов. Так что, если в соцсети распространялись призывы выйти на пикет в определенное место, это будет считаться доказательством, что акция на деле массовая.
При этом в проекте сказано, что нельзя судить людей за случайное совпадение действий участников пикетов, а также обычное проявление внимания заинтересовавшихся пикетом прохожих. Тех, кто случайно проходил мимо и просто заинтересовался, наказывать не за что. Верховный суд также напоминает о презумпции невиновности и обязанности правоохранителей доказывать, что несколько пикетов задуманы как публичное мероприятие, на которое надо было получить предварительное разрешение.
Другое пояснение: использование масок во время публичных мероприятий является правонарушением. При этом должно быть доказано, что люди надели маски специально, чтобы скрыть свою личность.
Достаточно резонансное положение проекта связано с акциями на частной территории. Как сказано в проекте, такие акции тоже надо согласовывать. Как поясняют эксперты: разрешение на такую акцию должен давать собственник. Если он не возражает, то организаторы должны уведомить местные власти. По словам экспертов, это необходимо для обеспечения безопасности.