К обсуждению масштабных социальных преобразований решено вернуться осенью
В стране стартовало широкое обсуждение изменений пенсионного законодательства. На днях Госдума рассмотрела в первом чтении внесенный ранее правительством пакет документов по изменению пенсионного законодательства, в рамках которого предполагается ежегодно повышать размер пенсий при постепенном – на год каждые два года – повышении возраста выхода на пенсию для мужчин до 65 лет, а для женщин – до 63.
Отметим, первое пленарное заседание Госдумы после летних каникул может состояться уже 11 сентября. Таким образом, у парламентариев довольно-таки много времени, чтобы направить свои поправки по корректировке правительственного пенсионного законопроекта. Вчера же текущая версия законопроекта была утверждена Госдумой в первом чтении.
Напомним, правительственный проект закона, предусматривающий изменения в пенсионной системе России, был внесен в Госдуму еще в середине июня. В частности, согласно вносимым в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» изменениям, предлагается с 1 января 2019 года поэтапно, с шагом в один год за два года, повысить нормативный пенсионный возраст для мужчин с 60 до 65 лет и для женщин с 55 до 63 лет (с переходным периодом на 10 лет и на 16 лет соответственно). Следовательно, мужчины 1959 года рождения и женщины 1964 года рождения получат право выйти на страховую пенсию по старости в 2020 году – в возрасте соответственно 61 года и 56 лет, мужчины 1960 года рождения и женщины 1965 года рождения в 2022 году – в возрасте соответственно 62 года и 57 лет и т.д.
В пояснительной записке к тексту закона сообщается, что пенсионеры в первые годы пенсии обычно продолжают работать и «граждане от 60 до 64 лет – это достаточно активные в экономическом и социальном плане люди, продолжающие осуществлять трудовую деятельность». Согласно документу, работает каждый третий россиянин пенсионного возраста (30%). При этом для некоторых категорий граждан правительство предлагает сохранить льготы на досрочный выход на пенсию. В первую очередь это граждане, работающие в опасных и вредных условиях труда.
Кроме того, повышение пенсионного возраста не коснется тех, кому досрочная пенсия назначается по социальным мотивам и состоянию здоровья.
Также согласно законопроекту, пенсионный возраст увеличится с переходным периодом для некоторых категорий работников, выходящих на пенсию досрочно. Некоторые изменения коснутся и педагогических, медицинских и творческих работников. Для них институт досрочных пенсий сохранится, но возраст выхода на досрочную пенсию повысится.
Реализация предлагаемых в законопроекте мер, как надеются в правительстве, позволит создать условия для повышения уровня пенсионного обеспечения граждан с учетом адаптации пенсионной системы к новым демографическим условиям, в том числе с учетом увеличения продолжительности жизни, а также – для ежегодной индексации пенсий выше уровня инфляции при сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы РФ в целом, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
В ходе обсуждения законопроекта в Госдуме докладчиком от правительства РФ по нему стал глава Минтруда Максим Топилин. Он, в частности, еще раз подчеркнул, что «данный законопроект преследует своей целью прежде всего увеличение роста пенсий неработающим пенсионерам и сохранение в перспективе страховых принципов пенсионной системы РФ». «Принятие законопроекта позволит нам обеспечить начиная с 2019 года увеличение пенсий неработающим пенсионерам в среднем на 12 тыс. руб. в год. Это будет означать индексацию всей пенсии не ниже 7%. Пенсии будут проиндексированы темпами более чем в два раза выше, чем темпы инфляции. Этого не было никогда в истории РФ», – заметил Топилин, подчеркнув, что в 2024 году запланирован выход на размер пенсий неработающим пенсионерам «около 20 тыс. руб.».
Ранее свою позицию по законопроекту высказал думский комитет по труду. Там, в частности, указали на ряд правовых пробелов, противоречий и коллизионных норм. Так, «у комитета возникает вопрос относительно объективности предложенных границ пенсионного возраста», отмечается в заключении. В связи с чем в комитете считают необходимым провести дополнительные исследования и представить научное обоснование реального возраста утраты трудоспособности большинством работников.
Кроме того, они обратили внимание, что «в материалах к законопроекту отсутствует прогноз его влияния на состояние рынка труда в РФ, хотя вместе с тем очевидно, что реализация положений законопроекта окажет на него прямое воздействие». «И без принятия дополнительных мер при реализации предложенных норм велика вероятность снижения уровня жизни граждан предпенсионного возраста, прежде всего из-за возможного уменьшения их доходов», – опасаются в думском комитете по труду.
Сетуют парламентарии и на то, что законопроектом не предусматривается каких-либо смягчающих условий введения нового правового регулирования. «Например, установления гибких границ пенсионного обеспечения путем предоставления гражданам права на более ранний выход на пенсию с одновременным пропорциональным снижением ее размера», – указывают они.
Отметим, на заседании того же комитета депутат Госдумы Олег Шеин опасался, что повышение пенсионного возраста увеличит число безработных на 15,3 млн человек и доведет уровень безработицы в стране до 20%. В правительстве, наоборот, исключают всплески безработицы в связи с повышением пенсионного возраста.
В частности, Максим Топилин напомнил, что на рынок труда выходят поколения 90-х годов – времени, когда число рождений было небольшим из-за социально-экономической ситуации в стране. «То есть опасения, о которых говорят отдельные фракции, нивелируются негативными провалами в рождении в начале 90-х годов», – указал он.
Кроме того, в правительстве сейчас готовится программа по поддержке регионов «с точки зрения дополнительных программ занятости и повышения квалификации именно людей предпенсионного возраста», добавил министр. Выделить на эти цели предполагается 5 млрд руб.
У властей в части реформирования пенсионного законодательства фактически нет иных вариантов, говорит депутат Госдумы Андрей Исаев. Сегодня вопрос реформирования пенсионной системы – это, по сути, вопрос ее сохранения, поясняет он. «(Пенсия) это выплата, которая осуществляется человеку взамен утраченного заработка. А заработок он утратил в связи с тем, что потерял трудоспособность, наступила старость. В нашем законодательстве пенсия так и называется – пенсия по старости. И в этом смысл: человеку выплачивается достойная денежная выплата в том случае, если он потерял трудоспособность. Но в момент, когда вводилась эта пенсия, был установлен один пенсионный возраст. Сейчас прошло время. Жизнь изменилась. Увеличилась продолжительность жизни. Увеличилось реальное время, когда люди продолжают свою трудовую деятельность. У нас появился целый класс работающих пенсионеров. Сегодня часто можно услышать, что люди вынуждены работать, потому что пенсия маленькая. Это утверждение справедливо. Но также справедливо и другое: что те, кто реально утратил трудоспособность в силу возраста, получают маленькую пенсию, потому что фонд пенсионный делится между ними и десятками миллионов людей, которые свою трудоспособность не утратили», – констатировал он.
Если ничего не менять, то в этом случае еще какое-то количество лет государство сможет индексировать пенсию по уровню инфляции прошлого года, продолжает депутат. «Затем мы бросим на это средства Фонда национального благосостояния, затем, когда они кончатся, пенсия упадет и станет единым для всех, одинаковым, небольшим пособием по возрасту, которое будут получать лица, достигшие 55 и 60 лет, то есть половина взрослого населения страны», – полагает парламентарий, подчеркивая, что вторая часть населения будет это пособие платить. «И в этом случае мы должны честно сказать молодому поколению работников, что они получат это пособие по возрасту, но на дальнейшую свою жизнь, когда достигнут реальной старости, они должны рассчитывать сами, рассчитывать на работу «до гробовой доски», на помощь детей, на какие-либо накопления. Это будет означать ликвидацию пенсионной системы в России. На ее место придет такая худшая пародия на собес», – резюмирует чиновник.
Глава Минфина Антон Силуанов ранее заявлял, что изменения в области пенсионного законодательства и налогообложения должны обеспечить в том числе и новое качество экономического роста страны. Однако ряд экономистов ставят этот постулат под сомнение.
«Прямой эффект от пенсионной реформы для ВВП и доходов россиян будет в лучшем случае в целом близок к нулю при перераспределении доходов между разными группами населения», – делали вывод аналитики Райффайзенбанка.
Действительно, в теории повышение пенсионного возраста должно ускорить экономический рост: на рынке труда появляется больше рабочей силы, и в производстве ВВП участвует больше рабочих рук. «Но на практике же возникает ряд сложностей, которые могут сильно ухудшить картину (снижение зарплат, рост безработицы, ухудшение качества жизни и т.п.)», – рассуждают аналитики. «Наши расчеты показывают, что в текущем варианте реформы с каждым годом количество людей, попавших под «отсрочку» выхода на пенсию (то есть тех, кто будет выходить на пенсию позже текущих пенсионных «порогов» – 55/60 лет для женщин/мужчин), растет в среднем на 800 тыс. человек в год. Экономически активное население (занятые плюс безработные) в результате реформы должно точно увеличиться, что тем не менее не гарантирует рост занятости», – рассуждают в Райффайзенбанке.
«С учетом того, что будет расти количество и занятых, и безработных, общий эффект реформы будет зависеть еще от динамики доходов населения (зарплат и пенсий), а также их распределения между возрастными группами. Влияние на экономический рост окажется положительным, если совокупные доходы населения в реальном выражении в результате реформы будут расти, и наоборот», – резюмируют в организации.