Об этом сообщается в исследовании SuperJob, которое проводилось при помощи опроса 2,5 тысячи респондентов от 18 лет во всех федеральных округах
Около 69% граждан России предпочли бы вернуть систему распределения на работу выпускников высших учебных заведений, сообщается в исследовании SuperJob. Работу проводили 27—29 марта при помощи опроса 2,5 тысячи респондентов от 18 лет во всех федеральных округах.
Большинство участников исследования отмечает, что распределение компенсирует расходы государства на образование и «покрывает потребность в специалистах». Кроме того, равномерно распределяются кадры по регионам страны, а молодёжь получает некие гарантии зарплаты и занятости.
21% респондентов не смогли определить своё отношение к распределению, и лишь один из десяти был против. Многие студенты учатся платно, и неправильно направлять их в обязательном порядке на конкретные должности, уверены критики системы.
Поддержали распределение преимущественно люди с высшим образованием (76% против 61% респондентов без «корочек») и граждане старше 50 лет (78%). За распределение высказались и 59% молодых людей, при этом трое из десяти опрошенных в возрасте до 24 лет затруднились с ответом, говорится в исследовании.
С одной стороны, поиск работы – это всегда стресс для специалиста любого возраста, и распределение снимает проблему. С другой стороны, «распределение лишает свободы выбора места работы и ломает карьерную траекторию». Студентам и выпускникам лучше предпочесть стажировки, рекомендуют специалисты. Пары месяцев хватит на то, чтобы начальник и молодой специалист поняли насколько они друг другу подходят. Социологи уверяют, что большинство прошедших стажировку в итоге получают предложение о трудоустройстве.
Термин «распределение» родом из СССР. Хотя эпизодически распределяли выпускников и в Российской Империи. Распределение на рабочие места в Советском Союзе практиковалось в основном в завершающие месяцы выпускного курса. Процессом руководила специальная комиссия, она опиралась на разнарядку ведомств или просьбы предприятий о покрытии дефицита специалистов. Если студент «примелькался» начальству завода ещё на этапе практики, позже его ждали там в качестве работника.
В СССР нередко обучали студентов на базе целевого направления: абитуриенту было проще поступить в институт, но после его окончания он был обязан отработать определённое количество лет. Целевая система действует и сегодня, по данным правительства РФ, 500 профессий попадают под целевой набор.
Советский трудящийся по распределению получал статус «молодого специалиста». Это давало возможность получить жильё без очереди, существенно усложняло увольнение с предприятия. Правда, уклонение от работы по распределению каралось Уголовным кодексом.
Из ближайших к нам республик распределение сохранилось в Белоруссии (касается всех бюджетных мест) и Латвии (медицинская сфера).
По словам директора Института развития образования Высшей школы экономики Ирины Абанкиной, сегодня трудно найти работу, в том числе соответствующую уровню образования. Она подчеркнула, что если студент во время учёбы не подрабатывает, ему придётся непросто, так как работодателям нужны стаж и опыт. Эксперт отметила, что рабочие места создаются медленно, часто не в тех секторах, которые интересуют выпускников, а молодёжь хочет защищённости, гарантий.
Сегодня даже в крупных городах сложно найти работу, а многое из того, что предлагает рынок, сулит соискателю снижение социального статуса и зарплаты.
К советским практикам распределения вернуться уже не получится, говорит специалист. Работодатели не держат годами вакансии, нет динамики обновления кадров, которая позволит ежегодно брать на работу молодых людей. Но есть ряд фирм и предприятий заключают договоры с вузами по поводу трудоустройства выпускников.
Существующее распределение в бюджетном секторе имеет серьёзные просчёты: молодёжи помогают лишь закрепиться в малых городах и сёлах с их низкой культурной и социальной активностью. Это не способствует повышению уровня и статуса выпускника. Портал TRUD.RU приводит в пример Китай: стать учителем в большом городе там повезёт отличнику, все остальные работают в дальних точках, но временно. Если не довелось стать директором сельской школы, но ваш уровень возрос — государство поддержит вашу дальнейшую карьеру.