Заместитель руководителя Правового департамента Аппарата ФНПР Наталия Анохина прокомментировала ситуацию с карантином и недопустимости приостановки деятельности профсоюзом при принятии мер, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие
В соответствии с Указом Президента РФ от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации установлены с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. Высшим органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право приостанавливать деятельность отдельных индивидуальных предпринимателей, а также организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.
При объявлении периода нерабочих дней были сделаны исключения по возможности работы для непрерывно действующих организаций, а примерные перечни сфер деятельности таких организаций даны в рекомендациях Правительства РФ от 26 марта 2020 года. Деятельность профсоюзных организаций не была включена в данные перечни.
Комментирует заместитель руководителя Правового департамента Аппарата ФНПР Наталия Анохина:
— Деятельность профсоюзных организаций не была включена в данные перечни, но это совсем не означает, что она должна быть приостановлена. Приостановление деятельности профсоюзной организации в административном порядке недопустимо в силу статьи 4 Конвенции МОТ №87 «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию».
Деятельность профсоюза может быть приостановлена на срок до шести месяцев в случае, если она противоречит Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ или федеральным законам по решению Верховного Суда РФ, соответствующего суда субъекта РФ по заявлению Генерального прокурора РФ или прокурора соответствующего субъекта РФ.
Приостановка деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается, согласно статье 10 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В соответствии со статьей 4 данного закона указанная гарантия распространяются на все первичные профсоюзные организации, профсоюзы и их объединения (ассоциации).
Законным основанием временной приостановки деятельности организации может быть введение режима чрезвычайного положения в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», или режима чрезвычайной ситуации, в соответствии Федеральным законом 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
На территориях субъектов Российской Федерации сейчас действует предшествующий режиму чрезвычайной ситуации режим повышенной готовности, в рамках которого не может идти речь о полной приостановке деятельности организации.
Рассмотрим региональный пример. Указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 года №12-УМ установлен широкий перечень видов деятельности организаций, при осуществлении которых приостановлено посещение гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется указанная деятельность. Попав в перечень организаций, чья территория закрыта для посещения, организация вправе сохранить присутствие на рабочих местах лиц, обеспечивающих охрану и содержание указанных объектов, а также поддержание процессов, которые не могут быть приостановлены с учетом их особенностей и лиц, обеспечивающих начисление и выплату заработной платы.
Деятельность по представительству и защите социально-трудовых прав и интересов (цель создания профсоюзов в соответствии со статьей 2 Закона о профсоюзах) не включена в данный перечень. Наличие в перечне общественных организаций не является основанием для приостановки деятельности профсоюзов в силу особого статуса профсоюзов, гарантии деятельности которых установлены в специальном федеральном законе и в ратифицированной конвенции МОТ.
Организации, чья деятельность не приостановлена, должны принять решения об изменении привычного режима работы в период действия режима повышенной готовности и по возможности перевести часть сотрудников на дистанционный режим работы с целью ограничения социальных контактов для предотвращения распространения инфекции.
Таким образом, режим повышенной готовности не является основанием для приостановки деятельности профсоюзных организаций, но в сложное время принятия ответственных решений руководители профсоюзных организаций должны быть мотивированы необходимостью сохранить здоровье своих сотрудников и организовать наиболее благоприятный режим работы.