Проекты бюджета России и внебюджетных фондов на три года стали главными вопросами, обсуждаемыми на очередном заседании Российской трехсторонней комиссии
13 сентября под руководством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой состоялось заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В начале заседания Т.А. Голикова отметила некоторые аспекты социальной политики государства, нашедшие свое отражение в главных финансовых документах на предстоящие три года.
В частности, со следующего года планируется возобновить индексацию маткапитала. Причем проиндексируют не только сам сертификат, но и остаток средств, если семья частично уже потратила материнский капитал. В 2020 году маткапитал предлагается увеличить на 3,8 процента. Поле этого его размер составит 466 тысяч 617 рублей. В бюджете Пенсионного фонда России предусмотрено 325 миллиардов рублей на финансирование программы маткапитала.
Кроме того, в связи с продлением периода выплаты пособий на первого ребенка с полутора до трех лет в проекте федерального бюджета на 2020-2022 годы предусмотрено 74,9 миллиарда рублей. А общий объем бюджетных средств в будущем году на эту выплату составит 149,9 миллиарда рублей.
Также для поддержки семей, где родились первый и второй ребенок, в течение всего отпуска по уходу за ребенком родители будут получать пособие в размере прожиточного минимума ребенка, установленного в регионе – в среднем по стране это примерно 12 тысяч рублей. Критерий нуждаемости для получения этого пособия – доход семьи ниже двухкратной величины прожиточного минимума на человека.
В начале заседания заместитель Министра экономического развития Российской Федерации П.В. Бадасен представила Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период 2020-2022 годов. Она отметила, что показатели прогноза несколько снизились по сравнению с цифрами, которые были представлены на рассмотрение Правительства в мае-июне этого года. В частности, отмечено замедление экономического роста, снижены ожидания по индексу потребительских цен.
Основные параметры прогноза, а также проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов обсуждались накануне, 12 сентября, на совместном заседании рабочих групп Комиссии. Замечания экспертов к проекту озвучила вице-президент – управляющий директор Управления экономической политики и конкурентоспособности РСПП М.Н. Глухова.
Далее участникам заседания были представлены проекты следующих федеральных законов:
- «О проекте федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (заместитель Министра финансов РФ А.М. Лавров);
- «О проекте федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (председатель правления Пенсионного фонда России А.В. Дроздов);
- «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (председатель Фонда социального страхования А.С. Кигим);
- «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Н.В. Стадченко).
Участники заседания одобрили в целом представленные законопроекты и договорились направить предложения по проектам в трехдневный срок. Работа над документами будет продолжена, и 19 сентября они будут рассмотрены на заседании Правительства Российской Федерации.
Комиссией рассмотрен и одобрен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».
С 1 января 2020 года МРОТ устанавливается в размере 12 130 руб., что соответствует 100% уровня прожиточного минимума (ПМ) трудоспособного населения России за II квартал 2019 г. Показатель вырос по сравнению с 2019 годом (11 280 руб.) на 7,5%. Кроме того, в механизм установления МРОТ вносится изменение, определяющее, что МРОТ при необходимости может быть установлен в размере выше величины ПМ трудоспособного населения.
Комиссией также были одобрены проекты федеральных законов:
- «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»;
- «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части исключения указаний на минимальный размер оплаты труда»;
- «О внесении изменения в статью 18.1 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», разрешающий осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (наряду с частными агентствами занятости), лицам, являющимся участниками специальных административных районов, созданных в соответствии с Федеральным законом № 291-ФЗ «О специальных административных районах на территории Калининградской области и Приморского края».
В завершение Комиссией были одобрены:
- проект постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении на 2020 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности». Проектом предлагается установление на 2020 год допустимых долей иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, которые практически аналогичны установленным на 2019 год. Вместе с тем, в сфере строительства, где в целом сохранена допустимая доля в размере 80 процентов, изменен перечень регионов, где предусмотрены исключения. Оставлены регионы, где допустимая доля не устанавливается: Амурская область, Республика Бурятия и г. Москва. Исключен Хабаровский край, а по предложению Республики Дагестан допустимая доля иностранных работников на территории этой республики установлена меньше, чем в целом по России – 50 процентов;
- проект распоряжения Правительства Российской Федерации о выделении из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований на софинансирование дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Иркутской области для содействия в трудоустройстве граждан, пострадавших от наводнения.
В разделе «Разное» председателем ФНПР М.В. Шмаковым был поднят вопрос о необходимости поручить Роструду исследовать факт наличия в Приморском крае трудовых отношений с иностранными работниками, стоимость трудового контракта с которыми на порядок превышает договоры с российскими гражданами по аналогичной профессии (каменщик).
Президент Ассоциации «ЭРА России» А.В. Замосковный, являющийся сопредседателем рабочей группы РТК по доходам, заработной плате и уровню жизни населения, предложил рассмотреть итоги этой проверки на одном из заседаний рабочей группы.