День преподавателя высшей школы 19 ноября выбран в честь дня рождения выдающегося российского учёного, основавшего первый в стране университет Михаила Ломоносова
Как пишет «Парламентская газета» , ссылаясь на данные института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ, количество российских исследователей в возрасте до 39 лет за последние десять лет в РФ увеличилось на 9 процентов. При этом численность самой молодёжной когорты научных работников (от 20 до 30 лет) за десять лет сократилась на 25 процентов. Для того чтобы поднять престиж профессии преподавателя вуза и предотвратить отток из неё молодёжи, в 2021 году был учреждён новый профессиональный праздник. «Парламентская газета» выяснили какими качествами должен обладать наставник студентов и в каких мерах поддержки нуждаются молодые педагоги высшей школы.
Онлайн-курсы педагога не заменят
Днём преподавателя высшей школы выбрано 19 ноября. Это — день рождения выдающегося российского учёного, основавшего первый в стране университет Михаила Ломоносова. «Преподавать — означает не только передавать знания, но и заинтересовать, разбудить стремление к новому, научить правильно задавать вопросы и находить ответы. А сегодня преподаватель ещё и находится на фронтире научных знаний, делится со студентами передовым опытом в сфере научных исследований и разработок», — перечислил важнейшие профессиональные компетенции педагога вуза глава Минобрнауки Валерий Фальков, цитирует министра пресс-служба ведомства.
Министр не сомневается, что в цифровом будущем самые продвинутые онлайн-курсы не заменят классических университетов, так как в основе традиционного высшего образования — очное общение студентов и наставников, особая атмосфера сотворчества, содружества и обмена мнениями. Об этом он сказал в пресс-центре «Парламентской газеты».
«Преподаватель в вузе — это ещё и человек, который даёт студентам путёвку в жизнь», — дополнила для «Парламентской газеты» образ современного педагога первый замглавы Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова. Член Комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова отметила, что педагоги помогают своим студентам освоить азы будущей профессии.
Возможностей много, а доходов не хватает
По данным исследования ВШЭ, многие преподаватели высшей школы любят свою работу за интересное профессиональное окружение и общение с молодёжью, возможность заниматься наукой и приносить пользу стране. 68 процентов респондентов не хотели бы менять место работы.
Однако довольны своими доходами, как следует из опроса, только 9 процентов университетских работников. Скорее удовлетворены уровнем зарплаты 43 процента, скорее не удовлетворены — 33 процента. 15 процентов преподавателей вузов не устраивает их зарплата.
В последние годы количество молодых исследователей и учёных в нашей стране увеличилось на 9 процентов, но в основном за счёт 30—39-летних сотрудников. Молодые люди от 20 до 30 пока в науку идёт неохотно. Так, с 2019 года количество выпускников вузов, поступивших в аспирантуру или принятых в штат исследовательской организации, увеличилось на 1,6 процента. Такие данные отчасти связаны с демографическими проблемами (снижением рождаемости в 1990-1995 гг.), объясняют в ВШЭ. При этом важным фактором, по мнению авторов исследования, остаётся пока ещё недостаточная привлекательность научной карьеры для молодёжи.
Для того чтобы изменить этот тренд, нужно ввести в федеральное законодательство понятие «молодой педагог» и уточнить статус таких специалистов, считает Лариса Тутова.
Член Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Савельев предлагает увеличивать объёмы грантовой поддержки аспирантам и поднять их стипендию до среднегодовой заработной платы, а также помогать молодым учёным в решении проблем с жильём.
Молодым учёным — особый статус
Первый зампред Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин согласен со своим коллегой, что решение жилищного вопроса станет для молодых людей одним из главных аргументов в пользу научной карьеры. «Если мы хотим, чтобы в отрасли закреплялись кадры, должны обеспечить молодых учёных жильём с возможным правом его приватизации спустя 10 или 15 лет работы именно в науке», — поделился своими мыслями с «Парламентской газетой» депутат.
Первый зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова убеждена, что не менее важным для начинающих преподавателей является чувство стабильности и уверенности в завтрашнем дне.
«Преподаватель, приходя в вуз, должен понимать, что он пришёл туда всерьёз и надолго», — подчеркнула она. Именно поэтому, как считает сенатор, в высшей школе нужно прекратить практику массового заключения краткосрочных трудовых контрактов с педагогами.
Многие из этих вопросов может решить законопроект о закреплении в российском законодательстве статуса молодого учёного, который разрабатывают Минобрнауки вместе с парламентариями. «Все ведомства и представители экспертного сообщества единодушны в том, что молодому учёному нужен особый статус. Что касается социальных гарантий, самое главное — это решение вопроса с жильём. На втором месте — стабильная зарплата», — рассказал об идее будущего закона министр науки и высшего образования.
Не менее значима, по его мнению, атмосфера творчества, свободы исследований, постоянного научного поиска, чтобы молодым людям было интересно делать большие интересные проекты.