Для молодежи из сельской местности это может оказаться единственным шансом на профориентацию
Министерство просвещения рекомендовало школам привлекать работодателей к внеклассной деятельности и профориентации. Об этом свидетельствуют утвержденные ведомством методические рекомендации. Инструментарий разработан на основе анализа, проведенного РАНХиГС. Согласно нему, только четверть школ России сегодня сотрудничают с представителями рынка труда. Эксперты отмечают, что из-за отсутствия ранней профориентации каждый второй студент разочаровывается в выбранной профессии уже ко второму курсу.
Согласно исследованию РАНХиГС, на базе которого и создавались рекомендации Минпросвещения, сейчас работодатели участвуют в деятельности только каждой четвертой школы (26,2%). Представители рынка труда помогают учебным заведениям с материально-техническим обеспечением, оказывают финансовую поддержку, участвуют в профориентации школьников, а также в управлении в рамках органов коллегиального управления.
Учебные учреждения стали вовлекать «посторонних» в свою жизнь с 2000-х, рассказал «Известиям» автор исследования — замдиректора центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС Айрат Сатдыков. Сегодня в коллегиальных советах школ, как правило, присутствуют и родители, и представители муниципалитетов, и члены общественных организаций. В результате люди лучше понимают, чему и как учат детей, а сами образовательные учреждения получили возможность улучшить качество образования. Работодатели в этой области представлены мало.
Председатель комиссии Общественной палаты по соцполитике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов Наталья Починок в беседе с «Известиями» напомнила, что законодательство разрешает начинать работать с 14 лет — школьники могут брать подработки и знакомиться с совершенно разными профессиями.
Опыт привлечения работодателей в школах уже есть. Такие практики продвигали движения WorldSkills и «Абилимпикс». В Москве также активно развивается система специализированных классов — инженерных, IT, медицинских, где задействованы и вузы, и работодатели.
В крупных городах подобный опыт и правда есть, согласна заслуженный профессор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина. Однако, возможно, это куда более актуально для регионов — особенно для сельской местности. В мегаполисах существует масса возможностей дополнительного профильного образования вроде тех же кванториумов, в небольших же населенных пунктах помощь работодателя часто может стать для школьника единственным «окном в профессию».
При этом не только представители рынка труда могут помочь ученикам, отметила Ирина Абанкина. В одном из регионов школьники помогли госучреждению оцифровать базу документов — представители «поколения Z» зачастую лучше разбираются в современных технологиях.
Профориентацию, подчеркнула Ирина Абанкина, нужно начинать именно со школьной скамьи, чтобы абитуриент, выбирая направление, уже представлял, куда именно идет. Это могло бы позволить им более четко осознавать свои перспективы и не разочароваться в выбранной профессии после первого курса.
Сами по себе методические рекомендации, отметил Айрат Сатдыков, решить проблему не могут. Важно понимать, что нельзя перекладывать всю ответственность за их исполнение на директоров школ.
По мнению эксперта это должна быть работа и со стороны муниципалитетов, и со стороны регионов, а также, возможно, понадобится создавать межведомственную комиссию.
Сейчас предстоит работа с финансовой стороной вопроса — крупные компании могут позволить себе сверхдолгосрочные инвестиции, то есть вложиться в потенциальных будущих сотрудников. Для малого бизнеса всё несколько сложнее — возможно, для него стоит предусмотреть определенные льготы при «вхождении в школы», считает эксперт.
Кроме того, в рекомендациях Минпросвещения отмечено, что для их реализации понадобится принять пакет нормативных актов, которые будут регулировать отношения школы и работодателя.