Поправки к закону об обязательном медицинском страховании, которые внес в Госдуму Минздрав, вызвали недовольство и опасения у страховщиков и пациентов
Всероссийский союз страховщиков (ВСС) считает, что в случае принятия поправок упадет качество и доступность медицинской помощи, но повысится уровень бюрократии и коррумпированности сферы. С этими опасениями ВСС обратился к президенту Владимиру Путину. Новые поправки передают проведение экспертизы услуг медучреджений, оказывающих высокотехнологичную медпомощь, и их финансирование в ведение Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Также планируется сокращение расходов ФОМС на ведение дел страховыми компаниями в два раза (с 1-2% до 0,5-1%). Высвобожденные средства (6,8 млрд рублей) планируется направить на реализацию территориальных программ ОМС, сообщает «Коммерсантъ».
По словам вице-президента ВСС Дмитрия Кузнецова, данный законопроект — потенциально коррупциогенен. По его мнению в случае его принятия нетрудно предсказать рост случаев навязывания пациентам платных услуг — от оказания медицинской помощи до платного юридического разрешения споров с медиками. Данный законопроект критикуют и во Всероссийском союзе пациентов. Сопредседатель ВСП Юрий Жулев высказался, что вызывает беспокойство ликвидация функций страховых медорганизаций по защите прав пациентов при оказании помощи федеральными медучреждениями. Он считает, что защиту прав пациентов силами ФФОМС затруднит конфликт интересов: и ФФОМС, и те самые федеральные лечебные центры, качество услуг которых он будет контролировать, принадлежат Минздраву.
Ответ Минздрава на критику состоит главным образом в том, что после принятия поправок медицинская помощь станет более доступна, в том числе для пациентов с тяжелыми заболеваниями. Также представитель ведомства уточнил, что проведением экспертиз будут заниматься независимые эксперты, как и сейчас.
Ситуацию прокомментировал заместитель председателя профсоюза работников здравоохранения Геннадий Щербаков:
— Крамолы в позиции Миндзрава профсоюз не видит. На сегодня страховые медицинские организации не осуществляют самую главную свою функцию – представление интересов пациента. Они больше нацелены на финансовую сторону дела. И здесь можно согласиться с Минздравом по одной простой причине – речь идет о федеральных медицинских учреждениях, а не субъектовых. Это первый шаг – исключить из цепочки страховые медорганизации и функцию их отдать фонду ОМС. До 2000-х годов так и было, и качество оказания медицинской помощи не было хуже. Пациент от поправок Минздрава мало что потеряет. Исключается промежуточное звено, чья функция была посредническая и экспертная – взять деньги. Например, пациент попал в стационар и по клиническому протоколу его нужно лечить, скажем, 8 дней, а стационар лечил 11 дней. Не потому, что очень хотелось, а потому, что такова была индивидуальная особенность лечения данного заболевания у данного пациента. Но за эти три дня страховая компания могла наложить санкцию – изъять деньги. До начала 2000-х годов почти половина субъектов РФ не имела страховых медицинских организаций но при наличии территориальных фондов ОМС медицинские учреждения несли свою функцию по организации и оказанию медицинской помощи. Появились страховые компании – они должны были быть посредниками в цепи передачи денег и должны были представлять интересы пациента, за оказание помощи которому медицинская организация получает средства. Они должны были отстаивать право пациентов на получение медпомощи. Фактически же они носили экспертную функцию – проверяли медицинские учреждения на предмет правильности оказания медпомощи и ведения документации. То есть если в медицинской документации они находили ошибки или недостаточности описания, они могли оштрафовать медучреждение, а штрафы выплачивались из средств ОМС. Потом часть этих денег оставалась в страховой компании на поддержание ее деятельности.