фото: «Адвокатская газета»

Суды все чаще встают на сторону «добровольно» уволенных работников

Работники все чаще оспаривают «добровольные» увольнения в судах, а работодатели сталкиваются с юридическими сложностями при этом типе увольнений, информирует «Коммерсант»

Все большее число подавших заявление о «добровольном» увольнении впоследствии отказываются от него и требуют от компаний миллионные компенсации за вынужденные прогулы через суд. Профсоюзы считают, что новый подход позволяет защитить в суде права уволенных.

Увольнение по собственному желанию — одно из самых популярных на российском рынке труда. Таким образом, по данным Росстата, увольняются 77,4% сотрудников (на втором месте — увольнение по соглашению сторон: 7,6%).

В новых условиях Верховный суд РФ следует тренду «социальной защиты в сложное время» и усиливает защиту работников как экономически более слабой стороны в трудовых отношениях. Суды также стали активно требовать доказательств отсутствия давления на работника. В судах по трудовым спорам фактически сформирована презумпция виновности работодателей, считают юристы. В случае признания судом правоты работника его работодатель должен компенсировать вынужденный прогул, что может стоить ему несколько миллионов рублей. В 2022 году российские суды рассмотрели 140 тыс. дел, связанных с нарушениями трудовых прав, и 125 тыс. из них выиграли работники.

Ранее «Солидарность» сообщала о попытках работодателей свести к минимуму собственный ущерб за счет расширения прав в увольнении сотрудников. Тогда Федеральная палата адвокатов (ФПА) России от имени адвокатов неправительственных организаций опубликовала на своем сайте заявление, где предложила дать предпринимателям следующие возможности: отправлять работников в отпуск вне графика отпусков; упростить процедуру введения неполной рабочей недели; ввести мораторий на материальную ответственность работодателей за задержку выплаты зарплаты; увольнять сотрудников ради сохранения бизнеса. Профсоюз адвокатов России осудил попытку решать проблемы работодателей за счет работников.