Екатеринбургское предприятие “Гортранс” оказалось на грани умирания: работники получают в полтора раза меньше положенного по отраслевому соглашению и при этом вынуждены перерабатывать
Транспортники Екатеринбурга требуют выполнять отраслевое соглашение на муниципальном предприятии «Гортранс». В рамках акции они просят сфотографироваться с плакатом «Требуем выполнять гарантии Отраслевых соглашений по оплате труда» и разместить фото в своих аккаунтах или сообществах с хештегом #ЯРаботникПассажирскогоТранспорта. У профсоюза нет претензий к работодателю: предприятие на грани выживания потому, что городские власти финансируют выполнение муниципального контракта лишь на 10 — 30%
Газета «Солидарность» описывает сложившуюся ситуацию на Екатеринбургском предприятии “Гортранс” и приглашает присоединиться к Акции солидарности с транспортниками Екатеринбурга.
«Солидарность» пишет, что на предприятии почти полмиллиарда долгов, энергетики уже начали отключать трамваи и троллейбусы от электричества. Все это потому, что городские власти финансируют выполнение муниципального контракта лишь на 10 — 30%. Работники начали подавать в суд и организовали акцию протеста в интернете.
АКЦИЯ ПРОТЕСТА
Транспортники Екатеринбурга запустили в интернете акцию протеста, требуя выполнять отраслевое соглашение на муниципальном предприятии “Гортранс”. Они начали сбор подписей под коллективным обращением работников пассажирского транспорта к полпреду президента по УРФО.
Цель — обратить внимание властей на низкую зарплату работников и на неудовлетворительное экономическое положение предприятий автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта. Уже собрано больше 3,3 тысячи подписей, но, увы, акция пока привлекла не так много внимания. Вероятно, из-за параллельно идущей громкой кампании по восстановлению незаконного уволенного председателя первички Светланы Баус. — Да, мы уже поняли, что две параллельные громкие профсоюзные акции отвлекают друг от друга внимание, — говорит председатель Екатеринбургского обкома профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Ольга Майер. — Если бы наша акция была единственной, а не второй, она была бы популярнее. Но у нас не было выбора. О проведении очной акции протеста в рамках коронавирусных ограничений и речи не идет. А ситуация — бедственная. Под вопросом существование предприятия.
“А”-СПРАВКА
Всего в штате ЕМУП “Гортранс” 5336 человек, в том числе 1546 водителей, 1180 кондукторов, 1659 ремонтных работников, 950 других сотрудников. Многие годы предприятие остается планово-убыточным. Убыток за 2020 год — 546 млн рублей, за I квартал 2021 года — 257 млн. Прогнозируемый убыток в 2021 году — 712 млн рублей. ЕМУП “Городской транспорт” в крайне тяжелом финансовом положении. На 1 июня 2021 года просроченная кредиторская задолженность достигла 440 млн рублей, в том числе: по страховым взносам — 174 млн; по арендной плате и налогам — 39 млн; по электроэнергии — 136 млн; по тепловой энергии — 48 млн; по горюче-смазочным материалам — 14 млн; по запасным частям и материалам — 29 млн. СУТЬ ПРОБЛЕМЫ Что характерно, в этом случае у профсоюза нет претензий к работодателю. В профсоюзе признают, что предприятие на грани выживания. К примеру, в ЕМУП “Гортранс” — около 5300 человек. С начала прошлого года базовая ставка 1 разряда в отраслевом соглашении сравнялась с МРОТ и достигла 12 782 рублей, то есть увеличилась на 50%. Прежней суммой было 8500 рублей. Чтобы платить зарплаты согласно ОТС, предприятию (с учетом страховых взносов) нужно дополнительно тратить по 196 млн рублей в месяц, то есть 2,353 млрд рублей в год. А таких денег нет. И уже полтора года отраслевое соглашение не выполняется. — Предприятия стали заложниками ситуации, — сетует Ольга Майер. — Они не могут выполнить условия отраслевого соглашения из-за отсутствия должного финансирования со стороны города. Финансирование предприятия складывается из тарифа на проезд и контрактной части. Тариф на проезд для населения определяется исходя из платежеспособности, его нельзя просто поднять на уровень самоокупаемости. Теоретически можно повысить его до 50 — 60 рублей, но кому это по карману? Это будет социальный кризис. Поэтому выпадающие доходы должен компенсировать город при помощи контракта. Например, на маршрут № 1 контракт должен предусматривать 36 млн рублей. На эти деньги можно платить зарплаты, мыть и ремонтировать автобусы и так далее. И весь этот механизм заложен в федеральных законах, в приказах Минтранса. Но что на практике? Город говорит — да, должны заплатить по контракту 36 млн, но согласно индексу бюджетной обеспеченности заплатим 5 млн. Или вообще один рубль. У нас реально есть контракты по рублю, и приходится обслуживать маршрут! Предприятие работает с убытками, потому что на городской транспорт нужно 6 — 7 млрд, а дают 1 млрд. На пригородные перевозки нужно 750 млн рублей, а дают лишь 30 млн. Ольга Майер ставит острый вопрос. Город задвигает транспортные нужды в конец очереди и оплачивает их по остаточному принципу. “Деньги потрачены до вас? Ну, извините”. Регион и федеральный центр тоже отказываются участвовать в решении проблемы — пусть город сам себя обеспечивает транспортом, это его полномочия.
ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РАБОТНИКОВ
А заложниками ситуации оказываются работники. По данным Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области (САПС), фактическая среднемесячная зарплата в ЕМУП “Гортранс” за пять месяцев 2021 года составила 34 118 рублей. Это на 20% ниже среднемесячной зарплаты на предприятиях Свердловской области за 2020 год. А ведь люди в “Гортрансе” получают эти деньги еще и с переработками! При этом ежемесячная зарплата: водителя автобуса по ОТС — 67 682 рубля, а платят 37 805 рублей; водителя трмвая по ОТС — 50 892 рубля, а платят 30 070 рублей; водителя троллейбуса по ОТС — 60 930 рублей, а платят 34 033 рубля. Уже полтора года зарплата на предприятии занижена примерно в 1,5 — 2 раза. Результатом стал дефицит кадров. По словам работодателя, на 1 июня не хватает 679 водителей, 1090 кондукторов, 289 ремонтных работников. С 2015 года штат предприятия сократился на 1502 человек. “В целом недостаток водителей на текущий период составляет 20%. При этом водители работают с нарушением режима труда и отдыха, и только таким образом обеспечивается регулярность транспортного обслуживания на маршрутах Екатеринбурга”, — констатирует САПС. — У нас полно водителей, которые работают по 200 часов в месяц и больше, — говорит Ольга Майер. — Но на этом их рабочий день не заканчивается, им же надо и кассу сдать, и автобус помыть. А регулярные переработки, как мы знаем, идут в ущерб безопасности. Уставший водитель с большей вероятностью попадет в ДТП. Занижение оплаты труда привело не только к дефициту кадров, но и к их старению. Молодежь просто не идет на такую работу, есть способы и попроще получать те же деньги. — Сегодня, по сути, стоит вопрос: каким быть завтра городскому транспорту Екатеринбурга, — говорит председатель профсоюза Владимир Ломакин. — Если не обеспечить финансирование этого транспорта сегодня, то его существование встает под вопрос. Средний возраст работающих на транспорте — уже 50 и больше лет, молодежь сюда не идет. Труд тяжелый, оплата низкая, перспективы под вопросом. Если это продолжится, то на общественном транспорте придется поставить большой крест и забыть о нем.
ЧТО ДЕЛАЛИ РАБОТНИКИ? В марте работники не выдержали и написали коллективную жалобу в прокуратуру. Потом в областную инспекцию по труду, в суды. В итоге предприятие получило предписание инспекции труда — устранить нарушения в системе оплаты труда до 26 июня. Предписание, конечно, не выполнено. Трое работников обратились в суд, требуя перерассчитать и выплатить недополученную зарплату за период с 01.01.2020 по 01.03.2021, а также привести тарифную сетку в соответствие с соглашением. Если эти иски станут массовыми, предприятию грозит разорение. Каждый водитель в среднем недополучил за этот период 300 — 400 тыс. рублей. А обратиться в суды могут не меньше 2,7 тысячи сотрудников ЕМУП “Гортранс”. Поэтому работники решились на акцию протеста. — Мы собрали уже больше 3300 подписей, — говорит Ольга Майер. — И дошли даже до заседания трехсторонней комиссии. Там было решено, что эта акция — не тот уровень. Нужно выходить на уровень губернатора. На 3 августа назначена встреча с ним.
МНЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЯ
Представители работодателя тоже называют ситуацию критической. Муниципальные контракты даже близко не компенсируют затрат предприятия: “Например, при расчете муниципального контракта по трамваю с августа 2020 г. по июль 2021 г. НМЦК составляла 1735,4 млн руб., фактически выделено 199,7 млн руб. (11,5%). По троллейбусу за тот же период расчетная величина составляла 1268,9 млн руб., выделено 367,6 млн руб. (29%). По автобусу действующий контракт рассчитан на 3352,6 млн руб., заключен на 669,7 млн руб. (20%). По трем контрактам предприятию не выплачено более 5 млрд руб.”. Работодатель солидарен с работниками и считает недопустимым такое положение дел, когда людям невозможно начислять зарплату согласно отраслевому соглашению: “То, что это не было сделано в течение 1,5 лет, не может объясняться никакими причинами, является грубым нарушением конституционных прав граждан на оплату труда”.
ОТКЛЮЧЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА
Пока верстался номер, ситуация стала еще драматичнее. 30 июля в четырех районах Екатеринбурга остановилось движение троллейбусов и трамваев. Как сообщает местная пресса — на 30 минут. Вызвано это долгами “Гортранса” за электричество. Компания “Екатеринбургэнергосбыт” (АО “ЕЭнС) подтвердила изданию E1.ru, что сделала это из-за долгов предприятия: — Сегодня, 30 июля, специалисты ЕМУП “Гортранс” в присутствии сотрудников АО “ЕЭнС” произвели самоограничение тяговых подстанций Октябрьского троллейбусного депо. По словам представителей компании, они предупреждали об этом: “15 июля 2021 года в адрес ЕМУП “Гортранс” от “Екатеринбургэнергосбыта” поступило уведомление об отключении 30 июля 2021 года электроэнергии из-за задолженности за потребленные энергоресурсы, общая сумма которой составляла более 140 миллионов рублей”. Энергетики говорят, что в мае этого года они уже обсуждали эту проблему в администрации города. По итогам совещания получили письмо о том, что задолженность будет частично погашена. Но письмом дело ограничилось, денег не поступило. Что характерно, эти 30 минут работникам транспорта, вероятно, оплатят как простой, в 2/3 от зарплаты или даже оклада. То есть доходы еще уменьшатся. И единственными наказанными в этой ситуации окажутся водители… Если читателя оставила неравнодушной этой история — помогите акции работников. Комментарий Владимир Ломакин, председатель профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства: — Акцию протеста мы поддерживаем, считаем ее справедливой. Фактически — это лопнул первый нарыв. Просто именно там дошли до взрыва давние проблемы, о которых мы предупреждали органы власти. Сейчас ситуация такова: только около 40% предприятий выполняют условия отраслевого соглашения в полной мере. Вопросы, которые подняты Свердловской организацией, назрели уже давно. На съезде профсоюза мы приняли резолюцию специально по городскому пассажирскому транспорту, где вот эти вопросы и ставятся перед органами власти. Эта резолюция направлена всем руководителям всех субъектов РФ с тем, чтобы эти вопросы решались. Профсоюз предлагает свою поддержку в любой форме. Мы готовы говорить с людьми, мы готовы доводить информацию о планах, о этапах, может, о введении каких-то реформ на городском пассажирском транспорте. Сегодня городской пассажирский транспорт в большинстве субъектов РФ финансируется по остаточному принципу, хотя Министерство транспорта уже давно издало приказ, утверждающий порядок определения цены на транспортную работу пассажирских предприятий при перевозке пассажиров в городах на городских маршрутах. Этот порядок предполагает учет всех реальных расходов предприятий, включая расходы на заработную плату. А в реальности деньги выделяют по остаточному принципу или делают ставку на частный извоз, прикрываясь программами по развитию малого бизнеса, индивидуального предпринимательства. Сегодня в Свердловской области ставится вопрос выживания крупных профессиональных предприятий, уже не один десяток лет работающих и обеспечивающих перевозки населения Екатеринбурга. Но зачем ломать эти предприятия, чтобы завтра восстанавливать? Это будет еще дороже. Мы понимаем, что у муниципалитетов денег не хватает, и мы ставим эти вопросы на всех уровнях, включая самый высокий — в Министерстве транспорта, на всех круглых столах и совещаниях, в которых участвуют представители профсоюза. В таких случаях муниципалитетам и субъектам РФ нужно помогать из федерального бюджета. И так вопрос ставим не только мы, но и отдельные объединения работодателей. Но без политической воли руководителей регионов эту проблему сдвинуть очень тяжело. И наши коллеги, транспортники Екатеринбурга, призывают органы власти начать решать эту проблему и оплачивать труд транспортников полностью, с соблюдением условий федерального отраслевого соглашения.