В октябре Рособрнадзор проведет всероссийское исследование компетенций учителей, в котором будут участвовать 18 тысяч человек из 45 регионов
Эксперты изучат, хорошо ли педагоги знают свой предмет и принципы подачи материала детям, умеют ли верно оценить ответы и решения учеников. Будут учитываться и другие критерии.
Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев подчеркнул, что эти исследования дополняют систему оценки качества образования и станут еще одним направлением работы по формированию единого образовательного пространства.
Для этого в каждом регионе организуют специальные площадки, где учителя будут выполнять задания по единым материалам, разработанным на федеральном уровне. В первую очередь,по таким предметам, как русский язык и литература, математика и информатика, история, обществознание, экономика, право, предметы «Россия в мире» «Родной язык и родная литература», «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Также учителям придется ответить на вопросы анкеты, связанные с психолого-педагогическими аспектами работы. Рассказать о своем опыте или о том, как они используют информационно-коммуникационные технологии.
В Рособрнадзоре подчеркивают: при оценке результатов будут учитываться условия работы учителей. Тип школы, расположена она в небольшом селе или в мегаполисе, стаж педагога, его возраст, — все пойдет «в зачет». При этом никаких «санкций», увольнений или других наказаний по итогам быть не должно.
В ведомстве также отметили, что решение об участии в исследованиях регионы принимали добровольно. Результаты оценки уровня профессиональных компетенций должны стать основой для более совершенной системы повышения квалификации педагогов. А в дальнейшем — одним из элементов национальной системы профессионального учительского роста, которую сейчас разрабатывает минпросвещения по поручению президента.
В планах на 2019 год — исследования для учителей географии, физики, химии, биологии, естествознания, экологии, физкультуры, иностранного языка, основ безопасности жизнедеятельности, искусства и технологий. В них будут участвовать уже 40 тысяч педагогов из 70 регионов России.
Национальная система учительского роста войдет в федеральный проект «Учитель будущего». Он во многом ключевой: не менее половины педагогов должны пройти переподготовку. Будет и новая система карьерного роста. То есть не вертикальная: учитель-директор-завуч, а горизонтальная. Сейчас в образовательной среде обсуждаются новые должности педагогических работников, отражающие их профессиональные успехи. Например, учитель — наставник.
Кроме того, сейчас проходит апробацию новая система аттестации учителей, которая станет обязательной уже в 2020 году. Проведение аттестации будет доступно «в два клика». Не будет никакого портфолио, сбора грамот, благодарностей, подтверждающих, что педагог хорошо учит детей. Поэтому для новой системы потребуется современная техническая база, которая постепенно внедряется в школах по всей стране.