В Госдуме обсудили проблему соотношения зарплат руководителей государственных и муниципальных учреждений и зарплат их подчиненных
Замглавы минтруда назвала отрасли с самым большим разрывом доходов между богатыми и бедными.
В Минтруда считают, что новых законов на сей счет принимать не надо, и уверяют: в 96,7% случаев средняя зарплата российских начальников не более чем в 4 раза выше средней зарплаты работников.
Глава Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР), открывая «круглый стол», сказал, что «то и дело общество обсуждает резонансные случаи» — баснословные премии и зарплаты руководства в госкомпаниях и бюджетных учреждениях, но правительство полагает, что с точки зрения права на данном этапе больше ничего принимать не надо.
Замминистра труда и соцзащиты Любовь Ельцова признала: далеко не все у нас «идеально», но принятых законов и постановлений действительно пока достаточно. В 2016 году в Трудовом кодексе прописали обязанность устанавливать предельные размеры соотношений между среднемесячной зарплатой руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров — и среднемесячной зарплатой работников. Это требование касается государственных и муниципальных учреждений (в том числе школ, детсадов, библиотек, больниц, вузов, театров и т.д.), унитарных предприятий, внебюджетных фондов (ФОМС, ПФ, ФСС) и их территориальных отделений. Но в законе не говорится, во сколько именно раз зарплата начальника может превышать зарплату подчиненного: решение этого вопроса отдано на откуп Правительству РФ (если речь идет о федеральных учреждениях и предприятиях) и региональным властям (если речь идет о региональных или муниципальных бюджетных учреждениях или предприятиях).
Сейчас на федеральном уровне постановлениями правительства установлен предельный уровень такого соотношения «от 1 до 8» применительно к руководству федеральных бюджетных учреждений и предприятий, «от 1 до 10» — применительно к председателям внебюджетных фондов и «от 1 до 8» — для их заместителей и главных бухгалтеров. Если, к примеру, средняя зарплата сотрудников в каком-то вузе около 50 тысяч рублей, то ректор вуза и проректоры не могут там получать в среднем больше 400 тысяч рублей в месяц. Отдельно оговорено, какие выплаты входят в расчет, а какие нет: не учитываются материальная помощь, оплата питания и проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха. Соцпакет не сравнивается, а он везде очень разный, отмечали участники обсуждения, и с его учетом соотношение может получиться больше чем 1 к 8 максимум.
При расчете по нынешней методике по данным Минтруда в 2018 году в почти 97% государственных и муниципальных учреждений соотношение зарплат руководителей и сотрудников «не превысило 4 раз».
Но Трудовой кодекс разрешает в отдельных учреждениях устанавливать зарплаты руководства без учета общих соотношений. Право получать (по особому согласованию) даже и в 15 раз больше сотрудников могут, к примеру, руководители Большого, Малого, Мариинского и Александринского театров, Эрмитажа и Третьяковской галереи, ректоры нескольких десятков вузов.
По статистике с 2000 по 2017 годы разрыв между 10% самых низкооплачиваемых работников и 10% самых высокооплачиваемых снизился в России в 2 раза: сейчас зарплаты первых в 14,1 раза ниже. Но в некоторых сферах разрыв еще существеннее, признала замглавы Минтруда: наука — 19,5 раза, финансы, торговля, строительство, ремонт автотранспорта, информация и связь — 16 раз. По сравнению с ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития, куда до 2014 года Россия тоже стремилась вступить) выглядим мы неважно: там разрыв — «на уровне 3–4 раз».
Ежегодно не позднее 15 мая закон требует обнародовать в Интернете данные о средних зарплатах руководителей всех государственных и муниципальных учреждений и предприятий. Но на каких именно сайтах можно найти такую информацию — в каждом регионе и каждой отрасли вопрос решается по-своему, что затрудняет общественный контроль, о котором тоже говорили в Госдуме.