Депутаты утвердили рекомендации по повышению качества образования в России

По итогам больших парламентских слушаний на тему: «О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации» Госдумой принято постановление, которым утверждены рекомендации

Слушания, подготовленные Комитетом Госдумы по образованию и науке, состоялись 24 июня 2019 года.

Выступая на пленарном заседании,  председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов напомнил, что Президент Российской Федерации в 2018 году поставил задачи по вхождению страны в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности, созданию условий для развития системы российского образования.

Глава Комитета выделил ключевые положения рекомендаций, среди которых – подготовка новых педагогических кадров для системы образования, вопросы медицинской помощи и питания в образовательных организациях, проблемы малокомплектных школ, решение проблем второй и третьей смены,  «переход от контроля качества современного образования к управлению этим качеством».

В постановлении Госдумы отмечается, что «Качество образования зависит от значительного числа различных факторов,  но в первую очередь оно зависит от людей — тех, кто учит, и тех, кто учится. В не меньшей степени качество образования зависит от объема выделяемых ресурсов, эффективности государственного управления, условий воспитания и обучения, способности органов государственного управления консолидировать и эффективно использовать все имеющиеся у государства и общества ресурсы для достижения высокого уровня  качества образования». В документе отмечено серьезное недофинансирование российской системы образования. Россия занимает 98-е место по показателю «Общий объем государственных и частных расходов на образование как доля в валовом национальном продукте страны», рассчитанному на базе данных Всемирного банка «World Development Indicators». В настоящее время значительное число проблем  образовательной сферы связано именно с ее недостаточным финансированием.

В рекомендациях поддержано предложение Министра просвещения Российской Федерации О.Ю.Васильевой о минимальной гарантированной базе оплаты труда молодого педагога, «которая должна составлять не  менее  70  процентов  от средней заработной платы в субъекте Российской Федерации при условии работы за одну ставку заработной платы (18 часов) и должна быть зафиксирована в трудовом договоре с каждым педагогическим работником».

Особое внимание обращается на несоответствие объема выделяемых средств и показателей федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» задачам, поставленным Президентом Российской Федерации в посланиях Федеральному Собранию, а также программным документам, принятым Правительством России. В частности, вопреки установкам Президента,  федеральным проектом «Современная школа» ликвидация третьей смены предусмотрена только к 2024 году, а дата перехода к односменному режиму работы общеобразовательных организаций … вообще не определена.

В рекомендациях отражена обеспокоенность участников слушаний состоянием и развитием общего образования в сельской местности, в том числе, сельских малокомплектных школ. «К числу наиболее значимых проблем сельских школ следует отнести дефицит квалифицированных педагогических кадров, ветхость зданий и низкий уровень оснащенности сельских школ, сложность организации транспортного обеспечения обучающихся, что приводит к снижению доступности и качества общего образования, низкой конкурентоспособности выпускников сельских школ», — указывается в документе.

Реализация начиная с 2020 года программы «Земский учитель»  может стать действенным инструментом привлечения учителей для работы в сельской местности. «Однако при этом следует отметить, что реальное повышение качества образования в сельской местности может быть обеспечено исключительно в рамках комплексного подхода, предполагающего решение не только кадровых и иных проблем сферы образования, но и экономических, материально-технических, гуманитарных вопросов в целях обеспечения  комплексного развития сельских территорий», —  резюмируется в рекомендациях.

Отдельно отмечена необходимость снижение образовательного неравенства  и разрыва в качестве образования  между лучшими  и отстающими обучающимися во всех школах.

С критических позиций охарактеризована работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

В документе  указывается на необходимость введения разработки, апробации и внедрения современных моделей охраны здоровья детей в образовательных организациях, повышения качества и доступности медицинского обеспечения воспитанников дошкольных образовательных организаций  и обучающихся  общеобразовательных организаций, решения непосредственно влияющих на их здоровье проблем, таких как  отсутствие качественного питания, излишняя учебная нагрузка, недостатки в развитии физического воспитания и школьного спорта, недостаточный охват детей  летним отдыхом и оздоровлением и целый ряд других. По мнению участников парламентских слушаний, для решения накопившихся  проблем с сохранением здоровья обучающихся следует сформировать отдельный федеральный проект в рамках национального проекта «Здравоохранение».

Полноценным питанием необходимо  обеспечивать всех обучающихся независимо от имущественного или социального статуса их родителей. Депутатами Государственной Думы подготовлен проект федерального закона об основных гарантиях прав ребенка на качественное, безопасное и здоровое питание и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Участники парламентских слушаний настаивают на скорейшем согласовании и принятии законодательных норм, гарантирующих воспитанникам дошкольных образовательных организаций и обучающимся общеобразовательных организаций получение сбалансированного, качественного полноценного, в том числе  горячего,  питания.

Кроме того, в рекомендациях поставлена задача снижения отчетности и бюрократической нагрузки, сокращение избыточного контроля за деятельностью педагогических работников и руководителей образовательных организаций.  В документе отмечается, что необходимо отказаться от практики запроса той информации, которая в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования  официально представляется на сайтах образовательных организаций, установить исчерпывающий перечень сведений, в представлении которых участвуют педагогические работники.

В целях повышения качества общего образования в Постановлении Думы прописаны рекомендации Правительству Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Комитету Государственной Думы по образованию и науке предписано организовать парламентские слушания по вопросу повышения качества профессионального образования в период весенней сессии 2020 года.