У заинтересованных групп граждан может появиться возможность самим определять основные направления расходования средств местных бюджетов, а также финансировать проекты самостоятельно
В июне Госдума может рассмотреть законопроект о бюджетном инициировании во втором чтении.
Документ внесён членами Совета Федерации и депутатом Сергеем Неверовым. В нём устанавливаются правовые основы внесения инициативной группой лиц проектов инициативного бюджетирования в местную администрацию соответствующего муниципального образования.
Особенность таких проектов — в распределении части средств местных бюджетов на основании инициатив жителей и под их контролем, пояснял при рассмотрении данного законопроекта в первом чтении один из авторов, сенатор Олег Мельниченко. Инициаторами проектов могут быть группа граждан, органы общественного самоуправления, старосты сельского населенного пункта. Сенатор пояснил, что данный институт в федеральных законах до настоящего времени не закреплён, однако на региональном уровне развивается с 2001 года.
Сейчас в 68 регионах реализуются 193 практики так называемого «народного бюджетирования». По данным Минфина в 2018 году в 68 регионах на проекты, отобранные с участием граждан или с учётом их мнения, было направлено около 19,3 млрд. рублей. При этом общий объём средств софинансирования инициативных проектов за счёт средств населения и юридических лиц в 2018 году составил 1,9 млрд. рублей.
Инструменты инициативного бюджетирования внедряются и развиваются и на территории Краснодарского края.
Так, в рамках партийного проекта «Городская среда» на Кубани инициативные группы граждан участвуют в опросах, выбирают проекты, которым требуется финансирование. Их мнение учитывается при распределении бюджетных средств.
По словам секретаря регионального отделения партии «Единая Россия», первого заместителя председателя Законодательного Собрания края Николай Гриценко. партийный проект «Городская среда» «Единой России» уже помог изменить облик многих кубанских дворов и общественных пространств. Одно из важных условий реализации проекта – учет мнения жителей конкретных территорий, а это очень яркий пример «народного бюджетирования.
Однако правовое регулирование проектов инициативного бюджетирования в настоящее время осуществляется лишь на уровне субъектов РФ и отличается разнообразием подходов, что затрудняет установление единых правовых норм на федеральном уровне.
Документом предлагается внести изменения в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и установить правовые основы для внесения группой лиц проектов инициативного бюджетирования. А также — порядок работы местной администрации с поступившими инициативными проектами, их конкурсного отбора, финансового и иного обеспечения их реализации.
Реализация таких проектов возможна не только за счёт финансовой поддержки из бюджетов субъектов, но и за счет добровольного финансового, имущественного и личного трудового участия заинтересованных лиц (граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций).
Под инициативными платежами согласно документу понимаются денежные средства граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, уплачиваемые на добровольной основе и зачисляемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в местный бюджет в целях реализации инициативного проекта. Однако, суть инициативного бюджетирования — не сбор денег, хотя в законопроекте и допускаются инициативные взносы, а прежде всего участие в принятии бюджетных решений, ранее поясняли авторы документа.
Сенатор Андрей Турчак объяснял в СМИ, что в каждом селе, в каждом муниципалитете люди смогут сами расставлять приоритеты в ремонтных работах, благоустройстве и других важных для них вопросах. До сих пор подобные проекты, по его словам, существовали каждый сам по себе, на уровне местных актов и законов.