Эксперты крупнейшей платформы онлайн-рекрутинга в России HeadHunter (hh.ru) проанализировали, как изменилась доля молодых соискателей на рынке труда за последние годы
В ходе исследования эксперты выяснили какие профессии выбирают молодые соискатели.
По итогам апреля-мая 2023 года на соискателей в возрасте 19-30 лет приходится 35% активных резюме. Доля молодежи на рынке труда снижается: так, еще в январе-феврале 2021 года им принадлежали 41% от всех резюме, то есть, падение составило 6 п.п. В целом количество резюме молодых соискателей сократилось на 36% за два с половиной года (в апреле-мае 2023 к январю-февралю 2021).
Вместе с этим сократилась и доля приглашений на собеседования, которые работодатели отправляют молодым соискателям: если в январе-феврале 2021 года на эту категорию резюме приходилось 57% приглашений, то в апреле-мае 2023 года – уже 50%. В среднем одно резюме соискателя 19-30 лет сегодня получает 4,9 приглашений на собеседования от работодателей.
Сегодня молодые соискатели чаще всего открывают резюме в профессиональных сферах «Информационные технологии» (21% резюме), «Продажи, обслуживание клиентов» (20%), «Административный персонал» и «Маркетинг, реклама, PR» (по 16%), а также «Домашний, обслуживающий персонал» (13%).
При этом за последние два с половиной года молодежь стала меньше интересоваться работой в продажах – доля «молодых» резюме здесь снизилась на 3,3 п.п. Похожая ситуация наблюдается в сфере «Транспорт, логистика, перевозки», где доля резюме от соискателей 19-30 лет упала на 2,3 п.п. В то же время, российская молодежь чаще стала проявлять интерес к работе в ИТ (+8,4 п.п.) и в маркетинге (+6,2 п.п.).
Как отметила руководитель молодежного направления hh.ru Ирина Святицкая, в настоящий момент самая многочисленная группа работников на рынке труда — это люди в возрасте от 30 до 40 лет. Святицкая считает, что молодёжи из-за демографического кризиса 90-х катастрофически мало, и именно эти соискатели будут формировать тренд на долгие годы, уменьшая численность работоспособного населения. По мнению эксперта, чтобы работать с этой категорией кандидатов, нужно иметь супер-привлекательный бренд работодателя и предлагать молодым специалистам то, что они ищут. Ирина Святицкая добавила, что молодые таланты, как правило, не работают за зарплату, они ориентированы на расширение набора навыков, именно поэтому большую популярность приобретает фриланс-занятость, гибридный и удаленный форматы работы. Исследования показали, что помимо этого, молодые соискатели ценят в работодателе возможности для профессионального развития – это может быть обучение, программы наставничества поэтому хороший способ заинтересовать молодых соискателей – это оплачиваемые стажировки, а также работа с вузами.