На Всероссийском конгрессе пациентов в Москве говорили о взаимоотношениях здравоохранения и пациента

В минувшие выходные, в Москве прошел восьмой Всероссийский конгресс пациентов. Три дня делегаты из 52 регионов страны обсуждали ситуацию в медицине, учились правильно заниматься проектной деятельностью, общаться с чиновниками и вести с ними переписку, проводили тренинги по противодействию манипуляциям во время переговоров, а также дискутировали о будущем российской медицины.

Как считают представители пациентских общественных организаций, здравоохранение должно повернуться к человеку лицом. Сейчас, несмотря на положительную демографическую статистику, обнародованную Минздравом, ситуация далека от нормальной. Восьмой год Всероссийский союз пациентов собирает вместе представителей общественных организаций, чья деятельность связана с защитой прав людей, страдающих определенными заболеваниями, порой неизлечимыми. Собирает, чтобы обучить правилам и методикам, позволяющим более плодотворно отстаивать интересы тех, кто зачастую уже не может сделать этого самостоятельно.

Подобная практика позволила пациентскому сообществу добиться серьезных результатов. К ним стали прислушиваться сами медики, о чем еще десять лет назад и не думали. Власть имущие от медицины, уже не стесняясь, признают изменения. Например, председатель комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов, впервые посетивший Всероссийский конгресс пациентов, назвал собравшихся коллегами. Так что нет удивительного и в том, что министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова выступила на форуме с докладом.

Геннадий Щербаков, заместитель председателя профсоюза работников здравоохранения РФ: 

— Возврат к системе распределения после окончания медицинского вуза мы поддерживаем. Проблему нехватки кадров можно решить только на государственном уровне, с помощью специально разработанной комплексной программы. Это одно из требований к властям, которое было названо на недавнем пленуме профсоюза медработников.

Да, существуют клинические рекомендации или протоколы. Но в медицине множество разных школ, и подвести их под единый стандарт невозможно. Есть базовые основы, но когда пациент и врач сталкиваются с болезнью, последний не должен действовать по какому-то единому шаблону. Он должен учитывать особенности — например, дополнительные хронические заболевания, никуда от них не денешься. Лечится, в конце концов, не синдром, а болезнь, при этом клинические рекомендации закладывают основы в подходах лечения. Но для этого у нас сейчас нет законодательной базы. У нас и сейчас идет полемика, кем является врач — субъектом или объектом права. А после может начаться и вовсе правовой беспредел.

Что касается пациенто-ориентированной медицины… Если вспоминать все реформы здравоохранения с конца 80-х годов: внедрение новых хозяйственных механизмов (например, бригадные формы), переход к страховому принципу, модернизация… они имели больше экономическую направленность. Это постоянная адаптация здравоохранения к рыночным отношениям. Если смотреть с этой точки зрения, то надо было параллельно решать вопрос связи “врач — пациент”, где они остаются один на один. Сейчас и надо корректировать реформу с учетом данного фактора. Чтобы и пациент был доволен, и врач себя чувствовал защищенным. Эта корневая система, над которой предстоит работать всем заинтересованным сторонам.

 

Полная версия материала — Солидарность