Профсоюз провел мониторинг условий труда педработников

Краснодарской краевой организацией Профсоюза работников народного образования и науки подведены итоги анкетирования по вопросам охраны труда и состояния здоровья работников отрасли образования края

Работники отрасли образования относятся к особой группе населения, для которой характерны многообразные условия и напряженные виды профессиональной деятельности. Профессия педагога с одной стороны является социально-значимой для всех слоев населения, поскольку именно они формируют основы знаний у подрастающего поколения, а с другой стороны эта профессия является чрезвычайно эмоциональной и творческой, что требует больших физических и психофизиологических затрат.

В целом профессиональная деятельность учителей, преподавателей, воспитателей сопряжена с воздействием большого числа стресс-факторов, способствующих развитию различных психосоматических заболеваний. Учитывая выше сказанное, а так же современное состояние отрасли образования, модернизацию образовательных программ, внедрение новых педагогических технологий, увеличение нервно-психического напряжения, которые способствуют ухудшению здоровья педагогов, Профсоюз считает необходимым пересмотреть отношение к сохранению здоровья, проведению профилактических мероприятий и оздоровительных программ.

Одно из направлений работы службы охраны труда Краснодарской краевой организации отраслевого профсоюза – это обеспечение факторов, сберегающих здоровье. С целью владения информацией в рамках Года охраны труда краевая организация провела анкетирование работников отрасли.

Общее количество принявших участие в опросе составило 13850 человек (10% от общего количества работающих в отрасли). Стаж работы в отрасли у респондентов от 1 года до 45 лет, в среднем – 18 лет. Среди принявших участие в анкетировании 83,2% педагогических работников и 16,8% остальных. Самому младшему респонденту 19 лет, самому опытному – 73 года. Средний возраст участников опроса – 42 года.

На вопрос «Как Вы оцениваете своё состояние здоровья?» – 63,1% опрошенных ответили, что в пределах нормы; 33,1% – оценили состояние своего здоровья как в зоне постоянного контроля по причине хронических заболеваний; 3,8% затруднились с ответом, так как давно не обследовались.

Согласно «Руководству по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», утвержденному Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005 г. педагогический труд относится к 3-му классу нагрузки (вреда). Согласно данным социального паспорта краевой организации 4,4% чел. от общего количества в отрасли работают во вредных условиях труда и получают за это доплату. Из числа принявших участие в анкетировании 2,3% сказали, что их трудовая деятельность связана с вредными условиями труда.

В соответствии с Приказами Минздравсоцразвития РФ работники отрасли обязаны проходить ежегодный обязательный периодический медицинский осмотр и дополнительную диспансеризацию. Большая часть опрошенных (79,1%) сказали, что медосмотры помогают в контроле за общим состоянием здоровья; 20,9% респондентов считают, что медосмотры не помогают контролировать здоровье, так как проводятся формально.

Педагогическая деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, влекущими профессиональное выгорание, что приводит к нарушению нормального функционирования организма и способствует ухудшению здоровья. 70,3% респондентов считают, что профессия негативно влияет на общее состояние здоровья.

В данном контексте будет уместно сказать о позиции Профсоюза к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» № 489161-7, который противоречит части 2 статьи 55 Конституции России устанавливающей, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, так как устраняет правовой механизм, гарантирующий педагогическим работникам социальную защиту в случае преждевременной утраты профессиональной трудоспособности, что фактически ограничивает право педагогов на своевременное досрочное пенсионное обеспечение.

Необходимость введения досрочной пенсии по старости была исторически обусловлена риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследовало цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и являлось, таким образом, одной из мер, направленных на сохранение здоровья педагогических работников. Работники отрасли образования в среднем достигают минимального 25-летнего стажа работы, дающего право на досрочную пенсию, в возрасте 47 — 48 лет. К этому возрасту педагогические работники имеют профессиональные заболевания, затрудняющие дальнейшую трудовую деятельность. Полагаем, что если данный проект Закона будет принят, то уровень качества жизни и состояние здоровья педагогических работников значительно снизятся. Это в свою очередь ударит по статусу педагогической профессии, что неминуемо ухудшит образовательный процесс.

Анализ состояния здоровья работников отрасли свидетельствует, что лишь 20,5% из числа опрошенных не болели в течение года. 79,5% опрошенных за год 3 и более раз перенесли различные заболевания. 31,8% из них обращались к врачу за медицинской помощью, остальные фактически занимались самолечением. Так, 62,2% из числа опрошенных принимают препараты для укрепления иммунитета, комплексы вспомогательных препаратов, витамины. При этом только 34% респондентов занимаются физкультурой и спортом.

Мониторинг показал, что 83,6% из числа заболевших не оформляют больничный лист при заболевании. 40,3% респондентов мотивировали не оформление больничного листа тем, что это материально не выгодно; 16% объяснили тем, что много работы и болеть некогда; 8% ответили, что их некем заменить; 3% респондентов сослались на негативную реакцию руководителя на предоставление больничного листа.

Несвоевременное обращение к врачу при заболевании, наличие симптомов эмоционального выгорания, длительное воздействие негативных факторов профессиональной среды, сочетание большого числа стресс-факторов способствуют формированию неблагоприятных показателей здоровья. 72,3% работников отрасли отмечают ухудшение своего здоровья, 56,2% – предъявляют жалобы на ухудшение зрения, 65,2% респондентов используют очки для коррекции зрения. Из ответов опрошенных установлено, что средний возраст, когда впервые прописали очки, составил 34,5 лет.

Профилактика заболеваний важнее лечения. В рамках взаимодействия краевой организации и компании «АльфаСтрахование-ОМС» для работников отрасли проводятся выездные бесплатные профилактические осмотры, участие в которых уже приняли 6611 человек. Профилактические осмотры выявили основные факторы риска:
— состояние стресса (71% от общего количества прошедших осмотр);
— гиподинамия, как следствие – избыточный вес (66,3%);
— повышенное артериальное давление (58%);
— повышенное содержание холестерина в крови (65,7%).

Особого внимания заслуживают бесплатные офтальмологические осмотры, проводимые нашими социальными партнёрами компанией «Три-З». Значительное напряжение органов зрения – отраслевая особенность. Зачастую отсутствие времени не позволяет работникам своевременно следить за состоянием зрения. Бесплатные осмотры опытных врачей-офтальмологов позволяют не только диагностировать заболевание, но и наметить алгоритм лечения, которое проводится для работников отрасли в рамках договора со скидкой.

Под итогам проведённого исследования, была дана оценка работы службы охраны труда в отрасли образования. Большая часть опрошенных (85,5%) оценили её как удовлетворительную.

С целью совершенствования охраны труда в образовании участники анкетирования предложили:
— увеличить финансирование на обеспечение мероприятий по охране труда по проведению СОУТ, обеспечению средствами защиты и спецодеждой, на оздоровление работников отрасли;
— создать службу психологической разгрузки;
— организовать проведение качественных медосмотров два раза в год;
— уменьшить документооборот отчётов;
— добиваться качественной оценки рабочих мест;
-оптимизировать график пребывания преподавателей в образовательном учреждении, предоставить наиболее оптимальные условия для осуществления учебно-методической и научной работы с учетом мнения педагога;
— повсеместно ввести в штат образовательных организаций ставку инженера по охране труда не зависимо от количества работающих в организации;
— с целью проведения профилактических медицинских осмотров и осуществления оздоровительных мероприятий для преподавателей и учащихся, восстановить существовавшую ранее систему межвузовских поликлиник, работу санаториев-профилакториев при вузах, органах управления образованием;
— внедрить на рабочих местах физкультурные минутки.

Проведённый мониторинг позволяет сделать вывод: изучению здоровья педагогов и определению факторов, негативно влияющих на состояние здоровья работников отрасли образования, уделяется недостаточное внимание; от здоровья педагогов зависит качество образования в целом, производительность труда, поэтому назрела необходимость пересмотра существующего отношения к состоянию здоровья работников отрасли и поиску путей их оздоровления.