Прокуратура опять проверяет ФНПР

Профсоюзная газета «Солидарность» рассказывает о странном запросе прокуратуры Карасунского административного округа города Краснодара в первичку

В редакции находится документ, который мы, грешным делом, вначале сочли за фейк. (Как выяснилось позже, мы слишком хорошо подумали о некоторых властных “веточках”.) Это — копия запроса прокуратуры Карасунского административного округа города Краснодара в первичную профсоюзную организацию Краснодарского районного управления магистральных проводов Краснодарской краевой территориальной организации профсоюза работников нефтяной, газовой промышленности и строительства РФ. Подписан запрос исполняющим обязанности заместителя прокурора А.П. Полозовым. Мы приводим запрос как отдельную иллюстрацию, чтобы избежать обвинений в подлоге.

В запросе говорится, что прокуратура Карасунского округа проводит проверку ФНПР, ее членских организаций и хозяйствующих субъектов с 2017 года. Тут сразу вспомнилась ключевая фраза из одной старой советской сатиры: “На ваше письмо в ООН отвечает начальник ЖЭКа”. То есть — еще раз, для понимания — основание для обращения: прокуратура округа города Краснодара проводит проверку общероссийской профсоюзной структуры, всех ее членских организаций и всей ее “экономики”.

И вот в рамках этой проверки у первички затребованы: реестр всего имущества; перечень всего того, что передано или передавалось в аренду; правовые основания на использование земли под всем профсоюзным, что только ни есть у первички; размеры и основания перечисления средств в ФНПР или “иные профсоюзные организации”. Под каждый пункт нужно предоставить подробную документацию, копии договоров и т.д. Было бы логично наряду с этим запросить анализы у профсоюзных руководителей или организовать их сбор силами свободных сотрудников прокуратуры. Но пока что остановились на документах. И на том спасибо.

Как ясно из запроса, прокуратура административного округа города Краснодара на мелочи не разменивается. Не является новостью, что на протяжении уже года разные прокуроры в разных регионах буквально задолбали (простонародное, оценочное суждение) профобъединения своими запросами.

До этого момента похожие запросы шли со стороны отдельных прокуроров в некоторые территориальные профобъединения, а теперь — докопались, собственно, до первички.

Причем отмечу: как в случаях выемки документов у региональных профцентров, так и при запросе в первичку — эти действия профсоюзные юристы оценивают как нарушение закона. Еще в прошлом году в заявлении Генсовета ФНПР по схожему поводу говорилось: “В соответствии с Федеральным законом “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” от 12.01.1996 № 10-ФЗ и Конвенцией МОТ № 87 “О свободе ассоциации и защите права на организацию”, ратифицированной 06.07.1956 и признаваемой Российской Федерацией, вмешательство государства в деятельность профсоюзов, в том числе финансовую, не допускается”.

Ну, это конвенциями и законами не допускается. А прокуратурой округа города Краснодара — допускается.

Интересно и другое. То, что прокуратура такого уровня, оказывается, ведет проверку национального профцентра — это еще можно объяснить. Каждый суслик — агроном, каждый силовик хочет раскрыть мировой заговор, используя мощные ресурсы городского административного округа.

Но, преодолев уровень первичек, пойдут ли такие прокуроры дальше? То есть — направив аналогичные запросы всем 20 без малого миллионам членов профсоюзов в стране? Они же тоже перечисляют средства и могли сдавать имущество в аренду и т.д. Если уж маразм, то будут ли его доводить до логического финала? Если уж нарушать федеральный закон и 87-ю Конвенцию МОТ, то до какого уровня?

И последний риторический вопрос: их — авторов таких запросов — вообще никто не контролирует? Они в России — последняя инстанция?

P.S. Драма превратилась в анекдот. Перед сдачей номера в печать мне показали официальное письмо из Нефтегазстройпрофсоюза, где черным по белому написано, что указанная выше первичка с июня 2018 года прекратила деятельность в качестве юридического лица, а ее председатель в июне 2013 года был уволен по собственному желанию. То есть официальный запрос прокуратуры был направлен в первичку после ее юридической смерти, а председателю профорганизации — через семь лет после его юридической смерти как профсоюзного руководителя. В итоге пришлось менять название статьи. Коллеги предлагали что-то про организационную некрофилию прокуроров. Я отказался. Как-то не очень хорошо. Зачем заменять оскорблениями характеристику некомпетентности?

Комментирует Николай Гладков, секретарь ФНПР по правовым вопросам, заслуженный юрист России:

Запросы со стороны правоохранительных органов следует рассматривать в контексте российского законодательства, обеспечивающего профсоюзам права и гарантии их деятельности.

На основании поручения прокуратуры Краснодарского края (исх. 7/1-30-2020 от 16 марта 2020 года) районными прокуратурами края была инициированы запросы документов в рамках “проверки деятельности ФНПР”. У первичных профсоюзных организаций, входящих в структуру общероссийских и межрегиональных профсоюзов, являющихся членскими организациями ФНПР, запрашивались документы об имущественном положении “профсоюзов” и учрежденных ими хозяйствующих субъектов. В одном из имеющихся в распоряжении прокурорских запросов указан период проверки: “2017 год — настоящее время”.

Истребование документов (информации) органами прокуратуры может производиться и является обязательным для исполнения только в том случае, если оно осуществляется в рамках конкретной проверки. Должна соблюдаться предусмотренная законом процедура.

Если прокуратура начала проверку, она должна в решении объяснить, что, зачем, и на каком основании проверяет. Расширять предмет проверки без ограничения нельзя. Если нужна дополнительная проверка, прокуроры обязаны аргументировать ее необходимость и оформить на нее отдельные документы.

Если в отношении первичной профсоюзной организации органами прокуратуры не выносилось по установленной форме мотивированное решение  о проведении проверки в отношении данной организации (то есть содержащее информацию о конкретных нарушениях законодательства, послуживших основанием для проведения проверки), требование прокуратуры о предоставлении документов и информации лишено правовых оснований. Неправомерный запрос о предоставлении документов (информации) может и должен быть обжалован вышестоящему прокурору или в суд.

Требование направить запрашиваемую информацию на адрес электронной почты, не принадлежащий органу прокуратуры, а являющийся личным почтовым адресом сотрудника прокуратуры, созданным на одном из российских коммуникационных порталов, является незаконным. Подобный способ передачи информации не обеспечивает конфиденциальность информации, в том числе позволяет просмотреть переданные копии документов с любого компьютера или устройства, подключенного к интернету.