“Солидарность” рассказала какие социально значимые законопроекты ждут рассмотрения в Госдуме этой осенью
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» продолжает изучать, какие “хвосты” по законопроектам социально-трудовой тематики остались у депутатов на осень (или даже на более позднее время). В её новой подборке — о беременных, ветеранах и ненормированном рабочем дне.
СВЯЖИТЕ ИМ РУКИ. Фракция ЛДПР озаботилась правами беременных женщин и женщин с детьми в возрасте до трех лет еще почти полтора года назад, однако с тех пор рассмотрение законопроекта об этих правах откладывалось несчетное количество раз. Тем не менее документ имеет шансы быть рассмотренным осенью. Речь идет о правилах расторжения трудового договора с указанными категориями работниц по инициативе работодателя. Правила описаны в положениях ст. 261 Трудового кодекса, пересказать которые нетрудно: увольнять — запрещено! И не просто так, а под страхом уголовного наказания (до 200 тысяч рублей штрафа или 60 часов обязательных работ). Но жириновцам этого, конечно, мало. Авторы законопроекта увидели в Трудовом кодексе пробел: работодатель, говорят они, “по своей инициативе может изменить (в том числе умышленно) условия трудового договора, вынуждая работников отказываться от продолжения работы, поскольку новые условия трудового договора являются для них неприемлемыми”. (Как можно сделать что-либо по своей инициативе, но при этом неумышленно — можно только гадать.) Что важно: “закрытый перечень организационных и технологических причин, при которых работодатель вправе изменять условия трудового договора в одностороннем порядке, законодательством не определен”. То есть беспокоятся авторы не зря: выходит, у работодателя полностью развязаны руки. В законопроекте предлагается запретить работодателям по своей инициативе изменять условия трудового договора с беременными или ухаживающими за детьми женщинами без их согласия. Что, кстати, оставляет под ударом остальные категории работников. Об этом косвенно упоминается в заключении комитета Госдумы по труду, где считают, что ТК достаточно хорошо защищает всех (не только беременных) от увольнения. “Оценка концепции законопроекта представляется затруднительной, поскольку предлагаемые в его тексте нормы не могут способствовать достижению целей, поставленных авторами в пояснительной записке”, — говорится в заключении. Остается добавить, что профсоюзная сторона РТК в свое время концепцию законопроекта, тем не менее, поддержала.
ПО ПОЛТИННИЧКУ? В усиленной социальной поддержке, считают авторы следующего законопроекта, нуждаются не только беременные, но и мужественные (не то чтобы в противовес первым) люди. А именно — ветераны боевых действий (обоих, конечно, полов). Сейчас члены семей погибших или умерших ветеранов боевых действий имеют право на компенсацию расходов на оплату жилья и услуг ЖКХ в размере 50%. Всякая льгота — это хорошо для того, кто ее получает. Люди выбивают себе льготы, ждут их, простаивают в очередях за нужными бумажками. Однако в этом случае, извините за грубость, родственникам ветерана что — ждать с нетерпением его смерти, чтобы получить скидку за коммуналку? В частности, авторы законопроекта считают, что напрасно “непосредственно ветераны боевых действий при жизни не имеют права на получение вышеуказанных мер социальной поддержки”. И вносят очень простое предложение: дать ветеранам скидку в 50%, пока они сами еще могут ею воспользоваться. Однако в заключении комитета по труду говорится, что указанная льгота предоставляется не всем категориям ветеранов, а только “инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны и лицам, награжденным знаком “Жителю блокадного Ленинграда”, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин”. Также члены комитета указывают на то, что ветеранам боевых действий дополнительные гарантии по оплате услуг ЖКХ могут дать региональные власти. Как это происходит, например, в Ингушетии, Коми, Хакасии, Хабаровском крае и других субъектах. А для федерального бюджета это было бы дороговато: 24 млрд рублей в год согласно финансово-экономическому обоснованию законопроекта. Где их взять, авторы, по давней думской традиции, не указывают. Правительство в своем заключении придерживается сходной позиции.
ЗАПЕРЕРАБОТАЛИСЬ И снова фракция ЛДПР — наверное, чемпион по количеству нерассмотренных законопроектов в нашем маленьком рейтинге. На этот раз жириновцы хотят ограничить использование ненормированного рабочего дня. Для “исключения необоснованного использования этого режима рабочего времени работодателями в ущерб правам и интересам работников”. Как говорится в ТК, ненормированный рабочий день — это “особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени”. Что важно, такая переработка не считается сверхурочной работой и не оплачивается в повышенном размере. Так что поле для злоупотреблений, как говорится, налицо. Ведь “необходимость” и “эпизодичность” являются довольно- таки оценочными категориями. А оценивать всегда будет работодатель. Законопроектом предлагается изложить статьи 101 и 119 ТК, в которых говорится о ненормированном рабочем времени, в новой редакции. Например, ограничить круг лиц, которых можно привлекать к такой работе. А также договариваться с работником об этом “на берегу”, при заключении трудового договора. Кроме того, если работа за рамками отведенного времени не связана непосредственно с трудовой функцией конкретного работника, — оплачивать такую работу как сверхурочную. Все эти правила, к слову, действовали еще с 1928 года, пока в 2009-м Минздрав не признал их утратившими силу. Но есть в законопроекте и новшества. Например, “не допускается устанавливать ненормированный рабочий день беременным женщинам, работникам в возрасте до восемнадцати лет, а также работникам, которым это запрещено по состоянию здоровья”. Также определяется предельное количество времени работы “вне нормы” — 120 часов в год. Все, что выше, должно считаться сверхурочной работой со всеми вытекающими. У комитета по труду к законопроекту возникли вопросы. Взять хоть тот же “потолок” отработки: 120 часов в год закончатся, и тогда работника по закону можно привлечь еще к 120 часам уже “сверхурочки”. А это уже 240 часов, на что обращает внимание и профсоюзная сторона РТК: “в таком случае общая продолжительность работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени может составить 240 часов в год, что не обеспечит реализацию работником права на отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени”, — говорится в отзыве профсоюзов. В ФНПР считают, что законопроект должен быть доработан. Но для этого его либо должны отозвать авторы, либо он должен пройти первое чтение. А ждет он этого с марта 2017 года…