Исполнение федерального бюджета в январе-сентябре 2019 было самым низким в сравнении с аналогичными периодами последних 10 лет
Об этом говорится в оперативном докладе Счётной палаты, которая проанализировала исполнения бюджета России и государственных внебюджетных фондов. Документ опубликован на сайте ведомства.
В сообщении говорится, что уровень исполнения расходов оказался достаточно низким — всего 62,9% показателя сводной росписи. <…> Исходя из сложившейся ситуации, Счётная палата видит риски неисполнения расходов в полном объёме.
Отмечается, что, как и в 2018 году, наиболее низкий уровень исполнения бюджета наблюдается по разделам «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», «Национальная экономика», «Общегосударственные вопросы», «Культура, кинематография», «Физическая культура и спорт».
Уровень исполнения бюджета по расходам за аналогичные периоды прошлых лет составлял от 64,2 процента до 69,7 процента. Самый высокий показатель был в 2015 году, а самый низкий — в 2011 году. Уровень расходов в 2010 году составлял 65,5 процента, а в 2016-2018 годах он держался на отметке чуть выше 66 процента.
Как указывается на сайте Счётной палаты, на низком уровне — менее 40 процентов — исполнены расходы по пяти главным распорядителям: Минкомсвязь — 16,1 процента; Ростуризм — 29,9 процента; Федеральное агентство по делам национальностей — 34,9 процента; Росавиация — 37,9 процента; «Роскосмос» — 38,8 процента.
Отмечается, что за отчётный период на низком уровне — всего 52,1 процента — исполнение расходов на реализацию национальных проектов и комплексного плана. При этом по трём нацпроектам и комплексному плану показатель оказался даже ниже 40 процентов.
В документе говорится, что расходы на закупку товаров (работ, услуг) в рамках нацпроектов составили лишь 14 процентов от показателя сводной росписи. По шести из 72 федеральных проектов расходы не осуществлялись.
Авторы доклада указывают, что исполнение расходов на уровне менее 40 процентов в открытой части бюджета и ниже уровня за аналогичный период прошлого года наблюдается по четырём госпрограммам: атомный комплекс, фармацевтика, электронная и авиационная промышленность.
В контрольном ведомстве предполагают, что объём расходов в IV квартале этого года составит 7,3 триллиона рублей, или 37,7 процента ожидаемого объёма расходов, что на 1,2 триллиона рублей выше планируемого объёма расходов на IV квартал прошлого года (6,1 триллиона рублей, или 35 процентов).
В Счётной палате указали, что это свидетельствует о наличии рисков неисполнения расходов в полном объёме и роста остатков неиспользованных средств федерального бюджета по сравнению.
В октябре спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в ходе слушаний проекта бюджета на 2020 год и на плановый период на 2021-2022 годы обратила внимание на недопустимо медленные темпы освоения средств, выделенных на нацпроекты. Она раскритиковала работу министерств и ведомств в этой сфере. По словам сенатора, одной из причин медленных темпов освоения денег является отставание разработки проектно-сметной документации и длительные закупочные процедуры.