«Солидарность» поговорила о солидарности

О том как профсоюзам создавать и выигрывать кампании в свою поддержку «Солидарность» поговорила с редактором и основателем крупнейшей площадки для организации международных кампаний солидарности, британским писателем и общественным деятелем Эриком Ли

Разговор с ним состоялся о том, как российские профсоюзы могут использовать этот ресурс и чем мы можем помочь коллегам по всему миру.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ КАМПАНИИ СОЛИДАРНОСТИ

Labourstart основан на двух самых важных идеях профсоюзного движения: солидарности и интернационализме. Проект показывает, что эти идеи работают везде, во всех странах. Суть кампаний — показать работодателям, что у трудящихся есть поддержка. Прямо сейчас идет кампания по шахтерам в Албании. Ее ведет крошечный независимый профсоюз шахтеров, он не входит в Федерацию профсоюзов Албании, у него нет ни ресурсов, ни денег, и работодатель знает об этом. Лидеров этого профсоюза одного за другим арестовывают. Для борьбы с этими шахтерами подключили “желтые профсоюзы”, которые работают круглосуточно против кампании: пишут письма, объясняют это Международной конфедерации профсоюзов (МКП). По словам Эрика Ли, этот маленький профсоюз в итоге “выбесил” по полной программе и заставил крутиться столько людей, и это кампания, которую реально можно выиграть.

Эрик Ли объяснил, что сейчас работодатели научились отправлять письма поддержки в спам и ставить блокировки, но этого не стоит бояться:

 — Да, в первую очередь они пытаются заблокировать электронную почту от нас. В этом случае у нас есть возможность создать петицию от тех, кто послал письмо. К тому же на нашей странице видно, сколько людей поддержали кампанию. Работодатель все равно знает, что по отношению к нему идет кампания, и отслеживает это. В первый час после начала ему поступит первая тысяча сообщений, а за день — около 5 тыс. сообщений. К тому же кампания солидарности оказывает моральную поддержку профактивистам, ведь они получают копии этих писем. И есть примеры, когда они распечатывали их и показывали на профсоюзных собраниях, пикетах. Это поддерживает их дух.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ КАМПАНИЮ НА LABOURSTART

  1. Для начала нужно определиться с проблемой, из-за которой вам нужна кампания, — причина должна быть значимой. Это либо угроза жизни, здоровью, свободе профактивиста, либо масштабное событие, либо серьезный политический конфликт. Если вы ведете коллективные переговоры, а работодатель отказывается повышать зарплату на тот процент, на который вы хотите, — это не повод объявлять международную кампанию солидарности.
  2. Важна готовность самостоятельно вести борьбу. Labourstart поддерживает вас, но не ведет борьбу за вас. Если за вас не будут выступать люди на местах, если вы сами не планируете никаких активных действий, то кампания на Labourstart будет неэффективна. Сложно обращаться к мировому сообществу с просьбой о помощи, если вы сами не делаете ничего, чтобы себе помочь. Конечно, бывают случаи, когда это невозможно — например, в Казахстане, где политический режим отвечает жесткими репрессиями на любое действие.
  3. Если у вас небольшая, локальная проблема, то Labourstart тоже можно использовать: создать кампанию только для русскоязычного сектора, не подключая международное сообщество.
  4. Не стоит начинать кампанию, которая заведомо не наберет много голосов, — так вы продемонстрируете работодателю свою слабость. Если запускать неподготовленную кампанию, без плана продвижения, то можно ухудшить ситуацию.
  5. Если вы сверились со всеми пунктами и кампания отвечает условиям, то подавайте заявку на сайте Labourstart.

КАК ВЫИГРАТЬ КАМПАНИЮ

Вот уже 20 лет Labourstart проводит кампании солидарности для профсоюзов. В прошлом году были запущены 20 кампаний, и они помогли поддержать рабочих и профсоюзы в Албании, Камбодже, Гватемале, Индонезии, Корее, Казахстане и в других странах. Эрик Ли поясняет, что надеяться только на кампанию в интернете не стоит, однако она может стать частью стратегии по защите трудовых прав.

— Большинство кампаний не заканчиваются победой, это не волшебная палочка, но многие все же победные. Победа — результат усилий тех людей, которые непосредственно боролись на месте за защиту своих трудовых прав. Я уверен, мы можем сделать больше. Если вы сейчас думаете о том, что есть кампания, нуждающаяся в международной поддержке, — дайте нам знать. Проведение кампаний — полностью бесплатно для вас. Сейчас идет кампания с требованием освободить из тюрьмы казахского профсоюзного лидера Ерлана Балтабая. Это маленькая кампания, ее поддерживает чуть больше пяти тысяч человек, из них — всего 147 из России и Казахстана. В Норвегии больше людей поддерживают Ерлана, чем в России и Казахстане вместе взятых! — недоумевает Эрик Ли.

На вопрос, в чем, по его мнению,  причина такой слабой активности в России, он ответил, что у россиян еще нет такой привычки и привел пример: — Англоязычные подписчики La-bourstart получают за год более 20 писем о том, что надо поддержать кампанию, а еще напоминания. Русскоязычные — только пять за год. Так что у англоязычных уже вырабатывается привычка, что делать и куда кликать, они знают, что Labourstart можно доверять. У них уже есть привычка быть солидарными. Всего же за последние десять лет на Labourstart были проведены три российские кампании: в защиту Валентина Урусова, профактивиста, создавшего независимую профорганизацию на алмазодобывающем предприятии “АЛРОСА”, в защиту Шереметьевского профсоюза летного состава (ШПЛС) и за усиление профсоюза в МФТИ. Две из них увенчались победой: Урусова выпустили на свободу, а ШПЛС удалось сохранить. Нельзя сказать, что российские профсоюзы за эти годы провели только три кампании. Нет, их было больше, но остальные шли на других платформах. Например, часто использовался сайт Сhange.org.

Эрик Ли считает это не лучшим выбором:

— Меня волнует, что вы использовали Сhange.org. Это частная компания, цель которой — получить прибыль. Она готова работать с кем угодно. И она продает все адреса. Даже если вы им не заплатили — вы дали им электронные адреса. Вместо этого лучше провести кампанию или самостоятельно, на своей платформе, или через Labourstart. Если адреса останутся у нас, то мы сможем использовать их в дальнейшем для международных кампаний. На практике это означает, что, когда мы будем делать кампанию по Казахстану, у нас будет не 146 подписчиков, а пять тысяч. Кстати, несколько кампаний солидарности проходили на сайте газеты “Солидарности”, и это профсоюзная площадка, где тоже можно получить поддержку.

Эрик Ли огромное значение придает информированию о кампаниях при помощи рассылок на электронную почту.

— В большинстве стран люди открывают почту. И даже оттуда, где говорят: “у нас никто не пользуется электронной почтой”, мы получаем тысячи писем. Это наш наиболее сильный и бесплатный инструмент.

Эрик приводит в пример свой опыт работы в президентской кампании кандидата от демократической партии США Берни Сандерса, в которой Ли активно участвует.

— У Сандерса неограниченный бюджет на эту кампанию, потому что он смог собрать беспрецедентное количество денег. Да, он использует социальные сети и видео, это первый кандидат, который стал использовать snapchat, но он также использует рассылку на электронную почту. Каждый день он шлет письма 10 млн людей, которые на него подписаны. Мы в профсоюзах не до конца понимаем значимость таких вещей. Не надо раз в месяц посылать меморандум по всем вопросам. Если вы делаете кампанию, то вы делаете ее каждый день.

Людей это не раздражает? 

На практике мы видим, что нет. В конце декабря Сандерс должен был объявить, сколько денег он собрал. Он писал каждый день, иногда даже дважды в день, говоря: “Мне нужны деньги”. Можно было подумать, что людям это надоест, но за последние три месяца он собрал больше денег, чем какой-либо кандидат за всю американскую историю. Так что это работает. И самое главное, он знает: если хочешь выиграть кампанию, ты не сидишь онлайн, а идешь от двери к двери и разговариваешь с людьми лицом к лицу.

Что такое Labourstart Labourstart.org? Самый крупный информационный ресурс, освещающий рабочее и профсоюзное движение во всем мире. В 2019 году на сайте было опубликовано 52 тыс. новостей — больше тысячи в неделю. За год их прочитало около 660 тыс. человек. Новости на Labourstart.org публикуют добровольные корреспонденты, по всему миру их сейчас 944, из них 45 — новых, пришедших в 2019 году. Любой активист может стать таким корреспондентом, для этого надо подать заявку на сайте. Сайт публикует все новости, связанные с профсоюзным движением, от всех профсоюзов. У него нет политической направленности и нет цензуры. Также Labourstart.org — площадка для организации международных кампаний солидарности, помогающая привлечь внимание к проблемам и направлять письма поддержки от тысяч людей со всех концов света. В русскоязычной рассылке Labourstart.org на электронную почту — около 2700 человек, в англоязычной — около 75 тыс.