фото: static3.businessinsider.com

«Солидарность» сделала подборку фильмов о борьбе женщин за свои права

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» назвала десять лучших для просмотра фильмов о женщинах, продолжающих бороться за свои права

8 Марта отмечается Международный женский день — праздник, который больше чем просто красный день календаря. Его история началась с борьбы работниц за улучшение условий труда и повышение заработной платы. 8 марта 1857 года сотни работниц различных нью-йоркских фабрик и заводов собрались на демонстрацию с требованиями повсеместного введения десятичасового рабочего дня, светлых и сухих рабочих помещений, а также равной с мужчинами заработной платы. «Солидарность» сделала подборку фильмов о женщинах, продолжающих бороться за свои права. Некоторые киноленты основаны на реальных событиях.

«Силквуд»

История работницы фабрики по очистке плутония Карен Силквуд, которая борется с администрацией завода, легла в основу фильма. Все герои работают на фабрике в Оклахоме, где каждый день имеют дело с радиоактивным плутонием. В 1974 году это единственное предприятие в городе, поэтому жители готовы работать по две — четыре смены подряд, рискуя здоровьем, лишь бы не оказаться на улице. Карен и ее подруга подвергаются радиоактивному облучению. Оказывается, администрация скрывает дефекты, имеющиеся в топливных стержнях. Женщину делегируют в головной профсоюз в Вашингтоне, где она рассказывает об этих нарушениях, но нужны доказательства. Карен их собирает и, чтобы их обнародовать, едет на встречу с репортером.

«Северная страна»

Картина рассказывает реальную историю, произошедшую в северной Миннесоте. В 1975 году там впервые на работу на железные рудники была принята женщина. Героиня фильма Джози уезжает от мужа, который ее избивает, к родителям в Миннесоту. У нее двое детей, и ей надо как-то устраивать свою жизнь. Работы в городе нет, кроме как на руднике. Туда она и устраивается. Родители принимают ее решение в штыки. Отец перестает с ней разговаривать, а мать заявляет, что ее работа на шахте станет позором для семьи. Спустя девять лет после начала работы на шахте Джози подала иск в суд о сексуальных домогательствах. Режиссер показывает, чего ей это стоило и чем все закончилось.

«Норма Рэй»

Действие происходит в 1978 году где-то на юге США. Главная героиня Норма Рэй, ее родители и подруги работают на текстильной фабрике. Работники не только практически живут на фабрике, но иногда и умирают там. Ситуацию усугубляет то, что текстильная промышленность — единственная отрасль в США, где нет профсоюза. Вокруг этого и развивается сюжет фильма. В город приезжает профсоюзный активист. Его цель — убедить рабочих организовать профсоюз, и он начинает искать соратников. Норма Рэй подходит для этого как нельзя лучше. Одно из требований создаваемого профсоюза — черные вступают в организацию наравне с белыми. В финале они все вместе с ликованием встречают результаты голосования: профсоюзу текстильщиков — быть. На примере же Нормы Рэй показано, что женщина может быть лидером не хуже мужчины.

«Хлеб и розы»

Фильм начинается с того, что границу США нелегально переходят (вернее, стремительно перебегают) несколько мексиканцев. Среди них — главная героиня Майя, которая бежит в Лос-Анджелес к своей старшей сестре. Она не без труда устраивается уборщицей в офисный центр, а Сэм Шапиро приходит туда, чтобы уговорить ее коллег вступить в профсоюз обслуживающего персонала. Задача у Шапиро сложная. Уборщики, все до одного, мигранты, часто нелегальные, и счастливы иметь эту работу. Пусть им платят копейки, но платят же. Потерять эту работу для них было бы настоящей трагедией. Одна из самых невыносимых сцен фильма — эпизод, когда пожилую уборщицу, опоздавшую на свою смену, прилюдно унижает и оскорбляет местный босс. А потом при всех увольняет.

«Сделано в Дагенхэме»

Картина расскажет о забастовке 1968 года на заводе «Форд» в Дагенхэме, крупнейшем в Европе, где работают 55 тыс. мужчин и 187 женщин. Женщины шьют обивку для знаменитых американских машин, и среди них медленно, но верно нарастает протест. Руководство ни во что их не ставит и оценивает их труд как неквалифицированный. Главная героиня — Рита О’Грэди — трансформируется из примерной жены, матери и человека-функции на заводе в женщину-личность, неожиданно для себя примерившую роль борца за равноправие и добившуюся на этом пути серьезных успехов.

«Пижамная игра»

Главные герои фильма — работники и работницы пижамной фабрики «Спокойных снов», но им самим покой только снится. Они трудятся почти без остановки под громогласные крики своего беспокойного начальника: «Не теряйте время! Производительность! Время не ждет! У нас кризис: куртки отстают от брюк на 15 минут!» В первых же кадрах намечается главный сюжетный конфликт: сотрудники требуют от руководства прибавку в 7,5 цента, но руководство на это не реагирует. Героиня Бэйб — молодая красивая женщина, самым большим недостатком (или, наоборот, достоинством) которой является принципиальность. Роман Бэйб с новым управляющим фабрики мистером Сорокиным — еще один сюжетный ход, придающий драматизма этой фонтанирующей картине.

«С девяти до пяти»

Блестящая социальная сатира с сильным феминистским уклоном. Основная часть коллектива в офисе — женщины, а руководит ими зазнавшийся босс, который только и повторяет фразы про дух коллективизма, про то, что «все мы здесь одна дружная семья», а еще, конечно же, склоняет секретаршу к нерабочим отношениям. Режиссер показывает ситуацию, когда люди терпят своего начальника и живут в страхе, боясь, что любое недовольство с их стороны может лишить их повышения по службе и преференций. Чтобы поставить босса на место, женщины обращаются к радикальным методам.

«Два дня, одна ночь»

Действие картины происходит в наши дни в небольшом бельгийском городе. Главная героиня Сандра работает в компании по производству солнечных батарей. Несколько месяцев она проводит на больничном из-за обострившейся депрессии, а когда собирается выйти на работу, узнает, что ее уволили. Драматизма ситуации добавляет то, что за увольнение Сандры проголосовало большинство ее коллег. Как объясняет ей директор, кризис — азиаты наступают, а премии платить надо, их на всех не хватит, поэтому приходится кого-то увольнять, кого — решают голосованием. У Сандры есть два дня на то, чтобы убедить коллег проголосовать заново и дать ей возможность работать дальше.

«Семь минут»

Действие фильма происходит на текстильной фабрике в небольшом итальянском городе. Фабрику покупает французская компания, и рабочие готовы к худшему — все уверены, что завод либо закроют, либо грядут массовые сокращения. На встречу директоров фабрики с новым руководством приглашают и одного человека от рабочих — это женщина лет 60 по имени Бьянка. Несмотря на то, что во время встречи она будет молчать и ее мнения никто не спросит, Бьянка окажется тем человеком, который пойдет против требования новых владельцев и сможет убедить остальных коллег не соглашаться на их условия.

«Соловей-Соловушко»

Действие разворачивается в 1910-е годы на фарфоровом заводе. Отец главной героини — юной Груни Корнаковой — работает на заводе охранником. Однажды в ночь его дежурства в деревянном корпусе одного из цехов происходит пожар. Гибнет много людей, в том числе и сам старик Корнаков. Позже выяснится, что это был поджог, выгодный хозяину завода Лузнецову. Женщины-работницы поднимают бунт, на подавление которого отправляют казаков…