фото: Дмитрий Петров - Солидарность

“Солидарность” сделала подборку ситуаций с дискриминацией при выплате пенсии

Профсоюзы считают, что пенсия должна восполнять людям утраченный заработок, да так, чтобы они могли достойно жить в старости

В статье «Пенсия и дискриминация» газета «Солидарность» пишет, что за год работы пенсионер заработает максимум 322 рубля прибавки к пенсии.

Пенсия должна восполнять людям утраченный заработок, да так, чтобы они могли достойно жить в старости. Только вот оказывается, что не все люди равны. “Солидарность” сделала подборку ситуаций, в которых работники сталкиваются с дискриминацией при получении пенсии. После пенсионной реформы с каждым годом стал расти стаж, необходимый для получения пенсии. Стало увеличиваться и необходимое количество пенсионных баллов. К примеру, жила-была женщина. Немного поработала, потом родила детей и спокойно их воспитывала. Думала, что шести лет стажа ей хватит для получения трудовой пенсии по старости, а там, глядишь, еще поработает — и пенсия будет уже не минимальной. Но законодательство изменилось, и планы теперь не соответствуют реальности. Выяснилось, что если на пенсию этой женщине выходить, скажем, в 2025 году, то стаж должен быть 15 лет, если в этом году — 13 лет. А чтобы пенсия была не минимальной, надо еще и после достижения пенсионного возраста поработать — набрать дополнительные пенсионные баллы. И вот вышла эта женщина на работу, и даже добрала недостающие 7 лет стажа, и получила в этом году пенсию. Станет работать дальше в надежде на то, что пенсия станет больше. А пенсия как была минимальной, так и остается, и приходится продолжать трудиться. Ведь пенсии работающим пенсионерам не индексируются уже несколько лет. Казалось бы, потом, при выходе на пенсию, проведут перерасчет. Но не тут-то было. Обычный работник может получать за год работы до 10 пенсионных баллов, а пенсионер — всего 3. При одинаковой зарплате, одинаковой работе человек трудоспособного возраста увеличит свою пенсию за год на 1073 рубля. А пенсионер — всего на 322 рубля. То есть вы работаете на равных с коллегой на пять лет вас младше, за одну и ту же зарплату, а пенсию коллега получит больше. Потому что моложе. Это — в чистом виде дискриминация по возрасту. И нарушение страховых принципов пенсионного обеспечения. “А”-СПРАВКА В целом пенсионная формула выглядит так: Страховая пенсия = индивидуальный пенсионный коэффициент × стоимость пенсионного балла + фиксированная выплата (умноженная на коэффициент повышения при отсрочке обращения за пенсией). Выйти на пенсию в 2022 году могут женщины, достигшие 56,5 года, мужчины — 61,5 года. Для выхода на пенсию в 2022 году нужно иметь 13 лет стажа и 23,4 ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент, называемый еще пенсионными баллами). Фиксированная выплата — 6564,31 руб. Стоимость 1 пенсионного балла в этом году — 107,36 руб. Итого за 13 лет стажа и 23,4 ИПК работник получит пенсию в сумме 9076 руб. Однако пенсионные баллы начисляются не только за честную службу на производстве. Дают их и за другую деятельность (за год): — служба в армии по призыву — 1,8 балла; — уход за инвалидом первой группы, ребенком-инвалидом, пожилым человеком старше 80 лет — 1,8 балла; — отпуск по уходу за первым ребенком (до полутора лет) — 1,8 балла; — отпуск по уходу за вторым ребенком — 3,6 балла; — отпуск за третьим и последующими детьми — 5,4 балла; — проживание за границей с супругом-дипломатом или консульским работником — 1,8 балла; — проживание с супругом-военнослужащим в месте, где нет работы, — 1,8 балла.

 ДИСКРИМИНАЦИЯ ПО ВОЗРАСТУ: РЕШЕНИЕ СУДА

С похожей проблемой столкнулись и в Великобритании. Два работника, Саржант и Макклауд, обратились в трибунал по трудовым спорам, чтобы признать незаконным применение новых схем в пожарных и судебных пенсионных системах. В 2018 году апелляционный суд вынес знаменательное решение: реформы пенсионного обеспечения в госсекторе в 2015 году были незаконной дискриминацией по возрасту. И незаконным было “иное обращение с существующими участниками схем”, а не сам факт изменения системы. В итоге Минфин Королевства в июле 2020 года опубликовал предложения по устранению дискриминации. А в феврале 2021 года Казначейство подтвердило, что теперь работник сам может выбрать схему, по какой он хочет получать пенсию. И профсоюзы такое разрешение проблемы приветствовали.

ГЕНДЕРНЫЙ РАЗРЫВ В ПЕНСИЯХ

Есть и другая застарелая проблема пенсионных систем. В странах ОЭСР гендерный разрыв в пенсиях в среднем составляет 26%. Но в некоторых странах он не просто велик, а продолжает расти. Так, английский профсоюз Prospect в прошлом году сообщил, что гендерный разрыв в пенсиях в 2019 — 2020 годах увеличился до 37,9%, и это уже более чем вдвое выше, чем гендерный разрыв в зарплатах (15,5%). По мнению Prospect, “гендерный пенсионный разрыв особенно пагубен, потому что начинает сказываться на женщинах, когда они мало что могут с этим поделать”. Но с этой проблемой, увы, даже не пытаются бороться. Причин для появления гендерного разрыва много. Вот основные: — женщины делают перерыв в работе для рождения и воспитания детей, что приводит к дисбалансу в уровне профессиональных и частных пенсионных накоплений у мужчин и у женщин; — женщины получают меньше мужчин; — женщины дольше живут. Prospect считает, что все это приводит к косвенной дискриминации по признаку пола, встроенному в саму пенсионную систему. Для решения проблемы профсоюз призвал: — обязать законом правительство отчитываться перед парламентом о гендерном разрыве и планах по его устранению или сокращению; — давать дополнительный государственный пенсионный кредит для тех, кто не работает по причине ухода за детьми до 12 лет; — принять меры для появления недорогих услуг по уходу за детьми — тогда у женщин появится возможность выйти на работу; — уровень взносов должна определять независимая комиссия; — изменить налоговую систему, устранить “аномалию чистой зарплаты”, когда малооплачиваемые работники не получают налоговых льгот.

ДИСКРИМИНАЦИЯ ПО ПОЛУ — НЕ ДИСКРИМИНАЦИЯ

В 2018 году один россиянин решил, что он ничем не хуже женщин. Он обратился отделение Пенсионного фонда с просьбой назначить ему пенсию в 58 лет. И закономерно получил отказ. Но отказ он решил оспорить и написал жалобу аж в Конституционный суд. В жалобе он настаивал, что норма Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ “О страховых пенсиях”, устанавливающая разный пенсионный возраст для мужчин и женщин, не соответствует Конституции РФ. Эта норма фиксирует неравенство граждан по половому признаку и тем самым ущемляет права мужчин. Впрочем, суд с ним не согласился и жалобу отклонил. Суд напомнил, что разница в возрасте выхода на пенсию не является дискриминационной, так как основана на физиологических различиях полов: “Правовое регулирование, направленное на обеспечение женщинам равных с мужчинами возможностей в реализации конституционного права на пенсионное обеспечение и на достижение фактического равенства, не может рассматриваться как нарушающее права заявителя”.

ДИСКРИМИНАЦИЯ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ

В 2016 году британский Конгресс профсоюзов TUC провел исследование о работе после выхода на пенсию. Вывод: пенсионная система становится все более тяжелым бременем. Это можно “исправить, уменьшив щедрость пенсионных прав, в том числе потребовав от людей работать дольше”. Но вот на деле простых решений быть не может. Как отметили профсоюзы, не все работники находятся в равном положении. “Есть резкие различия в продолжительности жизни: 65-летний мужчина в Харроу, вероятно, проживет дополнительно 20,9 года, и это на шесть лет больше, чем его сверстник в Глазго-Сити”. Кроме того, увеличение в продолжительности жизни не означает улучшения состояния здоровья. С 2005 по 2010 год ожидаемая продолжительность жизни женщин увеличилась на 1,3 года. А вот количество лет, проведенных без инвалидности, увеличилось немногим более чем на месяц. “Этим цифрам придает человеческое лицо громкая озабоченность, которую высказали женщины, пострадавшие от уравнивания пенсионного возраста. Они сообщают, что не могут работать, вынуждены пользоваться своими весьма ограниченными сбережениями или сталкиваются со сложностями в получении государственной поддержки в трудоспособном возрасте”, — пишут профсоюзы. Вот и выходит, что, с одной стороны, работники старше 50 лет играют все более важную роль на рабочем месте. А с другой — около половины всех работников по-прежнему увольняются до достижения пенсионного возраста, часто за несколько лет до выхода на пенсию. И это значит, что государственная политика должна решать две задачи сразу: дать рабочие места тем, кто хочет трудиться в пожилом возрасте, и дать средства для существования тем, кто трудиться уже не может. Поэтому, по мнению профсоюзов, грубый инструмент — повышение пенсионного возраста — вряд ли будет иметь успех. Он не вдохновит людей на более продолжительную работу, а скорее будет неэффективным и просто вызовет дополнительные трудности для старшего поколения. На октябрь 2020 года пенсионный возраст в Великобритании составлял 66 лет и для мужчин, и для женщин. А к 2028 году должен повыситься до 67 лет. Но принималось это решение только с одной целью — для улучшения состояния государственных финансов. “За последние 15 лет число пожилых работников — лиц старше 50 лет — увеличилось почти на 3 млн, или на 44%, до 9,6 млн человек. При этом едва ли половина людей в возрасте 60 — 64 лет являются экономически активными. До трети пожилых людей, занимавшихся физическим трудом, но экономически неактивных перед выходом на пенсию, ссылаются на болезнь или инвалидность в качестве причины. Это в два раза больше, чем в некоторых категориях белых воротничков”. Профсоюзы TUC считают, что есть веские основания стремиться к увеличению числа работающих пожилых людей: “Если политики хотят, чтобы люди оставались на рынке труда дольше, это потребует политических вмешательств для преодоления барьеров и дискриминации, с которыми многие сталкиваются при получении государственной помощи через систему льгот для людей трудоспособного возраста. Мы внесли ряд предложений, в том числе: — нужна гибкость всех рабочих мест по умолчанию для удовлетворения потребностей и выбора работника; — нужна разработка обзоров “карьеры среднего возраста”, чтобы содействовать эффективным средствам обеспечения поддержки пожилых работников для продолжения их карьеры; — нужно дать пожилым работникам право на переподготовку”. Вместе с тем ясно, что необходимы дальнейшие крупные инициативы в сфере общественного здравоохранения и в сокращении неравенства в целом, если мы хотим сократить огромные различия в состоянии здоровья и, следовательно, в способности людей работать до старости.