фото: nalog-expert.com

В Госдуме обсудили поправки к закону о занятости

Разговор депутатов с соцпартнерами от профсоюзов, работодателей и правительства вышел предельно предметным и относительно коротким: к законопроекту, принятому в первом чтении 20 апреля, поступило около 60 поправок

Рабочая группа при комитете Госдумы по труду, обсуждающая поправки к закону “О занятости”, собралась в очередной раз 3 июня.

Центральная профсоюзная газета “Солидарность” , побывавшая на заседании в онлайн-режиме, рассказала в статье «Занятость и озабоченность», как видят соцпартнеры будущее сферы занятости в России.

О ЧЕМ РЕЧЬ

— С самого начала мы с вами, коллеги, договаривались, что данный законопроект является только первым шагом. Мы в нем должны отфиксировать, что называется, срочные, необходимые нормы, которые уже назрели и даже перезрели, которые уже фактически стали вводиться подзаконными нормативными актами, для того чтобы открыть возможность нормальной работы служб занятости по всей стране на ближайшие месяцы, — напомнил коллегам по рабочей группе при комитете Госдумы по труду глава группы Андрей Исаев (“ЕР”).

Поправки к закону “О занятости населения в РФ” были приняты в первом чтении 20 апреля этого года. Тогда, представляя новый законопроект, первый зампред комитета по труду Михаил Тарасенко отметил, что инициатива связана с пандемией, которая “внесла коррективы” в трудовые отношения и сферу занятости в целом. И что принимаемые правительством меры носили в основном временный характер. Однако кое-что не мешало бы закрепить на законодательном уровне. Прежде всего речь идет о вопросах, связанных с дистанционной занятостью, но далеко не только. Последнее видно хотя бы по числу внесенных за месяц с небольшим поправок: несмотря на то, что законопроект был принят в первом чтении единогласно, их оказалось целых шестьдесят. Коротко напомним: законопроект предусматривает создание единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений. Его авторы приводят гипотетический пример: безработный из Владивостока сможет узнать о вакансии в Калининграде и решить, целесообразно ли переезжать туда ради работы. Единая цифровая платформа будет создана на основе общероссийской базы вакансий “Работа в России”. Еще “из первого чтения”: работодатели от власти и частные работодатели с численностью штата больше 25 человек должны будут выкладывать данные об имеющихся у них вакансиях в обязательном порядке. Предусмотрены и санкции для “нерадивых” безработных. Так, пассивные формы отказа от поиска работы приравняют к активным формам отказа. Как следствие — снижение пособия на 25%. Кроме того, нормы об ответственности за получение обманным путем пособия по безработице могут перенести в закон о занятости прямо из Уголовного кодекса: самое жесткое наказание — два года тюрьмы.

ЧТО БЕСПОКОИТ

Андрей Исаев перечислил поступившие самые разные и верные предложения.  По его словам, они касаются и вопросов, связанных с модернизацией службы занятости, и того, чтобы зафиксировать в законе о занятости статус плательщиков налога на профессиональный доход самозанятых…. Как говорилось выше, разговор 3 июня вышел предметным. Пример: депутат Ольга Окунева (“ЕР”) совместно с Минтрудом озаботилась, чтобы дать право регистрироваться в качестве безработных опекунам, получающим за это опекунскую выплату (которая сейчас считается зарплатой). Или еще: Светлана Бессараб (“ЕР”) обратила внимание на то, что сейчас только женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, имеют возможность переобучения. И предложила дать такую возможность и отцам. И это тоже еще далеко не всё.

Профессор АТиСО Наталья Локтюхина рассказала, что первый блок поправок связан с онлайн-технологиями оказания госуслуг и работы портала “Работа в России”:

— Нам многие в версии первого чтения указывали, что мы уходим чересчур в цифровизацию, люди нуждаются все равно в общении со специалистами службы занятости, не все умеют пользоваться цифровыми технологиями. Многим было неясно, что и офлайн точно так же у нас остается. Мы исправили этот недочет, и по тексту закона теперь четко понятно, что и онлайн-, и офлайн-технологии равнозначны в работе службы занятости.

Еще один блок поправок Локтюхина связала с просьбами профсоюзов доработать положение законопроекта, посвященное социальным выплатам и выплатам гражданам, которые проходят профессиональное обучение по направлению службы занятости. Смысл в том, чтобы обеспечить права граждан на соцподдержку в связи с безработицей. Группа экспертов внесла поправки о том, что в период прохождения безработным профобучения по направлению службы занятости он имеет право на пособие. Кроме того, предлагается считать “гражданами, испытывающими трудности в поиске работы”, выпускников колледжей не 18 — 20 лет, которые ищут работу впервые, а 18 — 25 лет, причем это будет касаться и выпускников вузов. Работодатели, в свою очередь, просили уточнить нормы, связанные с их обязанностью предоставлять на портал “Работа в России” информацию о вакансиях. Эта норма распространятся на тех работодателей, у которых численность персонала больше 25 человек. Бизнес “несколько опасался”, и вступление нормы в силу решили отсрочить до 1 января 2022 года. Нашли отражение в поправках и вопросы социального партнерства, механизмы которого предложено расширить. Правительству предлагается направлять в РТК информацию о разрабатываемых планах по снижению напряженности на региональных рынках труда. Еще одна предлагаемая норма обязывает региональные власти учитывать мнения региональных трехсторонних комиссий при разработке программ содействия занятости населения.

ПЛЮСЫ И НЮАНСЫ

Секретарь ФНПР Олег Соколов отметил три тенденции, которые отражены в обсуждаемом законопроекте. Это “достаточно серьезные изменения на рынке труда, которые вызревали на протяжении многих лет”, пандемия и изменения в Конституции, которые были приняты летом прошлого года “с точки зрения определения соцпартнерства как государственной идеологии подхода к решению и социально-экономических и социально-трудовых вопросов”.

Для нас, для профсоюзов, пожалуй, я бы отметил [в предложенных новшествах] именно участие органов соцпартнерства в установлении ключевых моментов, связанных с государственной политикой на рынке труда, это первое. Второе — безусловно, расширение категорий, нуждающихся в трудоустройстве: это и выпускники учебных заведений, и инвалиды. Ну и, конечно, очень важно то, что сохранена договоренность о дальнейшей работе над следующим вариантом законопроекта, — перечислил Олег Соколов.

Директор Управления рынка труда и социального партнерства Российского союза промышленников и предпринимателей Марина Москвина указала, в свою очередь, на две проблемы, которые волнуют работодателей. Первая касается переноса норм о квотировании трудоустройства инвалидов из закона о соцзащите инвалидов в закон о занятости. Эксперт пояснила, что ситуация складывается следующим образом: механизм трудоустройства инвалидов с использованием квотирования неэффективен. Она отметила, что на самом деле предлагается перенести из одного закона недействующий механизм в другой закон. Москвина считает, что второй волнующий работодателей вопрос касается их обязанности информировать службы занятости о “потребности в работнике”. По её словам, нет никакого понимания того, что подразумевается под потребностью в работнике: какой срок, какая глубина этой потребности.

И последнее, что нужно помнить читателям, пишет газета «Солидарность»,: новую редакцию закона “О занятости” не успеют принять в текущем думском созыве — этим займутся депутаты уже следующего созыва после сентябрьских выборов. Так что к ним, то есть к выборам, каждый заинтересованный профактивист должен подходить ответственно — и не только в связи с конкретно этим законом. Время и мы покажем друг другу. ( Из рубрики “Парламентская хроника”)