Все о пособии по безработице в обзоре «Солидарности»

Каков размер пособия по безработице в России и других странах? Почему правительство РФ десятый год не индексирует его размер? Что предлагают профсоюзы для обеспечения потерявших работу россиян достойным пособием? Это, а также позиция работодателей и последние законодательные инициативы – в обзоре «Солидарности»

ЧТО ЭТО?

Пособие по безработице – это регулярная государственная социальная выплата лицам, признанным по закону безработными. Выплата данного пособия регулируется Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Размер устанавливается правительством. На сегодня он составляет от 850 до 4900 рублей и не менялся с конца 2008 года.

Пособие выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы. При этом работа, с которой они были уволены, должна быть оплачиваемой и составлять не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня. Каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев. Подробно о порядке, суммах и категориях граждан, которым выплачивается пособие, можно узнать на портале правовой поддержки «Консультант-плюс».

ЦИФРЫ

Кабинет министров решил не изменять размер пособия по безработице на 2018 год (850 – 4900 рублей). Таким образом, оно составит от 7,6% до 44,1% от прожиточного минимума (ПМ).

За II квартал 2017 года ПМ (читайте «Все о прожиточном минимуме») составил 10 329 рублей. Для трудоспособного населения – 11 163 рубля, для пенсионеров – 8506 рублей, для детей – 10 160 рублей.

В среднем безработные в РФ получают 2700 рублей в месяц – чуть больше трети от прожиточного минимума. Минимальное пособие в размере 850 рублей, согласно подсчетам ФНПР, получают около половины зарегистрированных безработных. В 2016 году Росстат насчитал 4 млн 243,5 тыс. официально безработных граждан. Однако из-за малой величины пособий регистрируются в службах занятости не более трети безработных.

ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВО

Министерство труда и социальной защиты подготовило законопроект, по которому минимальный и максимальный пороги общефедерального пособия по безработице могут вырасти до 1000 и 8000 рублей соответственно. Законопроект на заседании Общественного совета при Минтруде 20 февраля 2017 года предоставил директор Департамента занятости населения ведомства Михаил Кирсанов. По задумке чиновников, поддержка должна заключаться, прежде всего, в стимулировании нетрудоустроенных граждан к активному поиску работы. Для этого предполагается изменить порядок выплаты пособия, в том числе – условия назначения и сроки.

– Мы постарались видоизменить сроки и периоды выплат с тем, чтобы максимизировать выплаты пособий для той категории [граждан], которая потеряла работу, – пояснил Михаил Кирсанов. – Несмотря на то, что мы сокращаем периоды выплат, разовые выплаты, – мы рассчитываем приблизиться к прожиточному минимуму.

Увеличить размер пособия по безработице планируется не только за счет уменьшения периода выплат, но и за счет исключения некоторых категорий граждан из списка имеющих право на эти деньги. Например, не будут платить пособие впервые ищущим работу.

– Мы исходим из того, что за счет перераспределения имеющихся средств, а это около 40 млрд руб. в год, мы можем повысить пособия тем, кто потерял работу, например по сокращению. Повышение возможно за счет прекращения выплаты пособий в минимальном размере тем, кто длительно не работал или вообще никогда не работал, – сказал Максим Топилин.

В октябре 2017 года, представляя законопроект на заседании Российской трехсторонней комиссии, министр труда сказал: «Мы понимаем, что уровень пособия низкий». Он пояснил, что в ведомстве делают упор не на пассивное получение денег безработными, а на активную форму поиска работы и средств к существованию. Поэтому деньги выделяются в первую очередь на программы занятости, переквалификации и мобильности.

По его словам, в правительстве законопроект согласован, вопросы есть только у Министерства финансов относительно гарантий обеспечения финансирования. Минтруд таких гарантий дать не смог.

Вице-премьер Ольга Голодец рекомендовала продолжить обсуждение данного вопроса со сторонами профсоюзов и работодателей.

Позиция профсоюзов:

ФНПР выступает категорически против инициативы Минтруда: нормальное пособие невозможно установить в рамках финансирования, выделенного Минфином (минимальная величина пособия – 1000 руб., а максимальная – 8000 руб. – это не решение проблемы). К тому же предлагается сократить сроки выплаты пособия и число получателей (Минтруд хочет платить только тем, у кого большой стаж работы), а сумму не индексировать.

Секретарь ФНПР Александр Шершуков так оценил законодательную инициативу Минтруда:

– Данный законопроект, как и многие другие за последнее время, направлен на сокращение количества льготников, получающих дотации от государства, необходимые для более или менее нормальной жизни. Какими бы благими намерениями не пытались прикрываться чиновники, итоговая цель вполне ясна. Это экономия бюджетных средств.

В Федерации независимых профсоюзов России считают размер пособия по безработице позорным, а предложения Минтруда, по мнению профсоюзных лидеров, «напоминает скверный анекдот».

– Это позорный размер пособия по безработице. Его, конечно, надо менять. Я считаю, что это большая ошибка и правительства, и Думы, которые сейчас оставляют их на прежнем уровне. Это недостойно великой страны, какой мы себя позиционируем, – заявил в комментарии «Солидарности» председатель ФНПР Михаил Шмаков.

Профлидер считает, что размер пособия должен составлять 70% от минимального размера оплаты труда. По мнению главы ФНПР, проблема безработицы в связи с переходом на цифровую экономику будет только усугубляться, и для ее решения нужно возрождать страховой фонд занятости и сокращать привлечение трудовых мигрантов.

Секретарь ФНПР Олег Соколов заявил, что в существующем виде пособие не выполняет своих функций:

– Пособие по безработице остается единственным, которое даже не индексируется! Сегодня эта социальная выплата ни к чему не привязана и никаких функций не выполняет. Минимальное пособие по безработице должно быть не меньше прожиточного минимума, максимальное же – порядка 75% от утраченного заработка. Предложение, с которым выступил Минтруд (об увеличении размера пособия за счет сокращения получателей – прим. ред.), будет дежурно выставлено на рассмотрение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Профсоюзы, естественно, выступят против такого подхода.

Как отметил Соколов, от предложений Минтруда по увеличению размера пособия за счет сокращения числа его получателей и срока, в течение которого может выплачиваться пособие, выиграют лишь наиболее высокооплачиваемые специалисты, лишившиеся рабочего места. Остальные же граждане окажутся в худшем положении, чем раньше.

Позиция работодателей:

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин вслед за Шмаковым назвал размер пособия позорным. На заседании РТК в октябре 2017 года Шохин напомнил, что сторона работодателей согласилась не увеличивать пособие в 2016 году лишь при условии, что закон, изменяющий условия и период выплаты, будет принят в этом году. Однако документ до сих пор не одобрен.

ЧТО ПРЕДЛАГАЮТ ПРОФСОЮЗЫ

Профсоюзы предлагают ввести два вида пособия: социальное базовое из средств федерального бюджета для граждан, не имеющих достаточного страхового стажа работы, и так называемое страхование от безработицы, которое будет зависеть от размера зарплаты. Переговоры об этом велись еще в 2013 году между Минтрудом, работодателями и профсоюзами.

– Мы предлагаем два вида выплат пособия, – поясняет Соколов. – Первое – это социальное, базовое пособие, которое выплачивается из средств федерального бюджета, но лишь тем, кто не имеет достаточного страхового стажа работы. Второе – мы предлагаем восстановить страхование от безработицы, которое будет зависеть от размера заработной платы и, соответственно, страховых платежей с этой зарплаты. Принципиальная позиция профсоюзов: разделить выплаты, оставив на федеральном бюджете лишь минимальный уровень, который, по мнению профсоюзов, должен равняться региональному прожиточному минимуму. Все остальное безработный будет получать из Фонда, в который каждый работодатель будет обязан отчислять за работника некий процент. Работодатели говорят: нагрузка на бизнес вырастет. По нашим оценкам, нагрузка будет очень небольшая, максимальная величина – 0,5% от фонда оплаты труда.

Замруководителя департамента социально-трудовых отношений и соцпартнерства аппарата ФНПР Елена Косаковская в комментарии «Солидарности» также рассказала о предложениях профсоюзов:

— Мы предлагали, с одной стороны, сохранить финансирование из федерального бюджета для тех категорий граждан, которые не имеют необходимого страхового стажа (это люди, впервые выходящие на рынок труда и длительно не работающие). А для всех остальных выплата пособия по безработице осуществлялась бы не из средств федерального бюджета, а из отдельного фонда. Выплаты страхового характера должны идти за счет средств, отчисляемых работодателями. Минтруд нас поддержал, но работодатели категорически не хотели на себя брать еще одну налоговую нагрузку. На наш взгляд, нужно переходить к системе страхования именно сейчас, а не после 2020 – 2022 года, учитывая ограниченность федерального бюджета. Потому что у нас не просто критически низкие размеры минимального пособия по безработице, но недопустимо низкие, – сказала профлидер.

Позиция правительства:

Предлагаемое ФНПР страхование от безработицы в перспективе поддержал министр труда и соцразвития Максим Топилин, он заявил, что переход к этой системе возможен лишь в течение 7 – 10 лет.

По расчетам Минтруда, даже 1% отчислений из фонда зарплат было бы вполне достаточно, чтобы обеспечивать защиту тех, кто потерял работу.

– Большинство стран живут в страховой системе. И страхование от безработицы у нас было – до 2001 года. Опять-таки, это предмет обсуждения с бизнесом и с профсоюзами. Профсоюзы однозначно «за». Но вопрос, какой установить тариф. Он не должен быть большим. Мы считали, это может быть приблизительно 1%, – сообщил Топилин.

По словам Топилина, 1% страховых взносов с зарплат – значит порядка 200 млрд руб. в год. А сейчас на пособия тратится только около 40 млрд руб.

В сентябре 2016 года Голодец заявила, что в России нет безработицы. По ее словам, с начала кризиса число безработных ни разу не превышало число вакансий:

– Вот оно у нас стабильно держится на уровне миллиона, и оборот по трудоустройству у нас составляет в год около четырех миллионов человек.

Позиция работодателей:

РСПП также поддерживает идею страхования от безработицы. По мнению Шохина, потерявших работу нужно использовать для подъема инфраструктуры, а финансировать строительство следует за счет средств, получаемых из выплат предприятий по страховке на случай безработицы, и за счет инвестиционных фондов.

— Мы считаем, что нужно восстановить страхование на случай безработицы, причем в рамках реформы единого социального налога (чтобы не повышать общие ставки), а попытаться втиснуть в эту общую цифру еще один вид страхования, который у нас был на протяжении 12 лет, – сказал глава РСПП.

О зарубежном опыте вы можете прочитать на сайте «Солидарность»