В минувшую пятницу в Доме Правительства РФ в Москве состоялось заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений.
Вела заседание Вице-Премьер Правительства России Ольга Голодец.
В ходе заседания Комиссия одобрила ратификацию Протокола к Конвенции относительно принудительного или обязательного труда 1930 года (Конвенция № 29). Протокол вносит изменения в Конвенцию в связи с утратой актуальности ряда ее положений и предлагает странам, присоединившимся к ней, следующие действия:
— принимать меры в целях предотвращения принудительного или обязательного труда;
— принимать меры по выявлению, освобождению, защите, восстановлению и реабилитации всех жертв принудительного или обязательного труда;
— обеспечить всем жертвам принудительного или обязательного труда, независимо от их физического присутствия или правового статуса на национальной территории, доступ к адекватным и эффективным средствам правовой защиты, таким как возмещение ущерба;
— принимать меры в целях обеспечения того, чтобы компетентные органы имели право не привлекать к ответственности жертв принудительного или обязательного труда и не налагать на них санкции за их участие в противоправных деяниях, которые были ими совершены не по своей воле — а непосредственно в силу их вынужденного участия в принудительном или обязательном труде;
— поддерживать сотрудничество друг с другом в целях недопущения и пресечения всех форм принудительного или обязательного труда.
Корреспондент газеты «Солидарность» отметил, что в отличие от предыдущего заседания РТК, которое продлилось около пяти минут, встреча социальных партнеров 30 марта длилась почти час. И все из-за одного вопроса из повестки — «О принципах формирования государственной программы “Содействие занятости населения”.
Программа была разработана еще в 2014 году. Целью программы является создание условий, способствующее развитию рынка труда. Как отметил с трибуны директор департамента занятости населения Минтруда Михаил Кирсанов, программа требует ежегодной корректировки из-за бюджетных процессов. В результате в новую редакцию Программы были внесены изменения, чтобы привести параметры финансового обеспечения программы в соответствие с федеральным законом о бюджете .
Профсоюзная сторона РТК высказала ряд замечаний по новой редакции госпрограммы.
Зампред ФНПР Нина Кузьмина напомнила сторонам социального партнерства:
— Мы очень интенсивно обсуждали проект постановления — и в рамках Российской трехсторонней комиссии, и в рамках общественного совета Минтруда, и можно отметить следующее, — сказала она. — Когда эта программа разрабатывалась в 2014 году, она была документом, определяющим государственную политику в сфере занятости населения. Сегодня, после того, как из нее убрали ряд вопросов — в частности, изъяли вопрос регулирования внешней трудовой миграции, — можно сказать, что это уже документ не совсем полноценный.
Решением правительства функции Федеральной миграционной службы переданы в ведение Министерства внутренних дел — процесс передачи должен завершиться 1 июля текущего года. Соответственно, возникают чисто технические вопросы финансового плана, касающиеся, например, выдачи зарплат работникам бывшей ФМС и обеспечения работы в данном направлении в целом. Однако, считают в профсоюзах, это не повод исключать внешнюю трудовую миграцию из госпрограммы по содействию занятости населения. Внешняя трудовая миграция остается значимым фактором, влияющим на российский рынок труда, и исключать эту повестку из госпрограммы из-за передачи полномочий от одного органа власти к другому нельзя.
С профсоюзной позицией неожиданно согласился вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Федор Прокопов.
— То, что сказала Нина Николаевна [Кузьмина], — мы тоже в основном согласны, — заявил он. — Если это действительно документ стратегического планирования, то тогда должна быть четкая ясность о том, что делает государство в области занятости населения. В тот момент, когда вносились изменения, мы приняли тот аргумент, что это не столько документ стратегического планирования, сколько документ, обосновывающий бюджетные расходы. Тем не менее, когда вносились ежегодно изменения в эту программу, те же самые вопросы — какова система действий государства на рынке труда, — они оставались. И могу констатировать, что те вопросы, которые были в 2014 году, задавались и на прошлой неделе.
Также предприниматель отметил, что вопросы внешней трудовой миграции, будучи изъятыми из обсуждаемой программы, были внедрены в программу МВД по противодействию правонарушениям. Смысл ремарки в том, что “противодействие правонарушениям” не отражает в полной мере социально-трудовой повестки. В итоге Федор Прокопов призвал разработать принципиально новую госпрограмму (а не писать поправки к уже имеющейся) по стратегии действий на рынке труда — причем ориентируясь на правила и принципы МОТ.
Бюрократическое обоснование грядущих перемен не поддержала и вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец, заявив, что тема внешней миграции является важнейшей составляющей рынка труда. Вице-премьер указала на то, что действия МВД в рамках программы по обеспечению безопасности не затрагивают вопросов именно трудовой миграции:
— Это вопрос допуска к рабочему месту людей, прибывающих из-за рубежа, — пояснила Голодец. — Демпинг на рабочих местах сегодня возможен только из-за того, что никто не проверяет квалификацию тех трудовых ресурсов, которые приезжают.
Вице-премьер предложила не позднее двадцатого апреля представить предложения по доработке программы. Однако Министр труда РФ Максим Топилин напомнил, что программа до 1 апреля уже должна быть утверждена правительством, что связано с требованиями Бюджетного кодекса.
Обсуждаемый вопрос прокомментировал Олег Соколов, секретарь ФНПР, член Российской трехсторонней комиссии:— Дело в том, что госпрограмма изначально должна быть инструментом стратегического планирования. То есть охватывать все направления государственной политики в той или иной сфере. И под них должны выделяться деньги. Но, к сожалению, закон о стратегическом планировании не исполняется. Госпрограммы являются инструментом распределения бюджетных денег, а не достижения каких-то целей и задач. Почему раньше в этой программе были вопросы миграции? Потому, что раньше была Федеральная миграционная служба. И деньги шли на ее работу и содержание. Ее упразднили и передали МВД, поэтому теперь деньги на эту работу идут через МВД.
[Исключение из госпрограммы вопросов внешней трудовой миграции] это не злой умысел. Это, так скажем, глупость. А если говорить более интеллигентно – несистемность государственной политики. Потому что госпрограммы действительно не инструменты проведения целостной политики по тем или иным направлениям. Это просто инструмент для распределения денег между министерствами.