На заседании РТК обсудили госпрограмму по занятости

В минувшую пятницу в Доме Правительства РФ в Москве состоялось заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений.

Вела заседание Вице-Премьер Правительства России Ольга Голодец.

В ходе заседания Комиссия одобрила ратификацию Протокола к Конвенции относительно принудительного или обязательного труда 1930 года (Конвенция № 29). Протокол вносит изменения в Конвенцию в связи с утратой актуальности ряда ее положений и предлагает странам, присоединившимся к ней, следующие действия:

— принимать меры в целях предотвращения принудительного или обязательного труда;

— принимать меры по выявлению, освобождению, защите, восстановлению и реабилитации всех жертв принудительного или обязательного труда;

— обеспечить всем жертвам принудительного или обязательного труда, независимо от их физического присутствия или правового статуса на национальной территории, доступ к адекватным и эффективным средствам правовой защиты, таким как возмещение ущерба;

— принимать меры в целях обеспечения того, чтобы компетентные органы имели право не привлекать к ответственности жертв принудительного или обязательного труда и не налагать на них санкции за их участие в противоправных деяниях, которые были ими совершены не по своей воле — а непосредственно в силу их вынужденного участия в принудительном или обязательном труде;

— поддерживать сотрудничество друг с другом в целях недопущения и пресечения всех форм принудительного или обязательного труда.

Корреспондент газеты «Солидарность» отметил, что в отличие от предыдущего заседания РТК, которое продлилось около пяти минут, встреча социальных партнеров 30 марта длилась почти час. И все из-за одного вопроса из повестки —  «О принципах формирования государственной программы “Содействие занятости населения”.

Программа была разработана еще в 2014 году. Целью программы является создание условий, способствующее развитию рынка труда.  Как отметил с трибуны директор департамента занятости населения Минтруда Михаил Кирсанов,  программа требует ежегодной корректировки из-за бюджетных процессов. В результате в новую редакцию Программы были внесены изменения,  чтобы привести параметры финансового обеспечения программы в соответствие с федеральным законом о бюджете .

Профсоюзная сторона РТК высказала ряд замечаний по новой редакции госпрограммы.

Зампред ФНПР Нина Кузьмина напомнила сторонам социального партнерства:

— Мы очень интенсивно обсуждали проект постановления — и в рамках Российской трехсторонней комиссии, и в рамках общественного совета Минтруда, и можно отметить следующее, — сказала она. — Когда эта программа разрабатывалась в 2014 году, она была документом, определяющим государственную политику в сфере занятости населения. Сегодня, после того, как из нее убрали ряд вопросов — в частности, изъяли вопрос регулирования внешней трудовой миграции, — можно сказать, что это уже документ не совсем полноценный.

Решением правительства функции Федеральной миграционной службы переданы в ведение Министерства внутренних дел — процесс передачи должен завершиться 1 июля текущего года. Соответственно, возникают чисто технические вопросы финансового плана, касающиеся, например, выдачи зарплат работникам бывшей ФМС и обеспечения работы в данном направлении в целом. Однако, считают в профсоюзах, это не повод исключать внешнюю трудовую миграцию из госпрограммы по содействию занятости населения. Внешняя трудовая миграция остается значимым фактором, влияющим на российский рынок труда,  и  исключать эту повестку из госпрограммы из-за передачи полномочий от одного органа власти к другому нельзя.

С профсоюзной позицией неожиданно согласился вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Федор Прокопов.

— То, что сказала Нина Николаевна [Кузьмина], — мы тоже в основном согласны, — заявил он. — Если это действительно документ стратегического планирования, то тогда должна быть четкая ясность о том, что делает государство в области занятости населения. В тот момент, когда вносились изменения, мы приняли тот аргумент, что это не столько документ стратегического планирования, сколько документ, обосновывающий бюджетные расходы. Тем не менее, когда вносились ежегодно изменения в эту программу, те же самые вопросы — какова система действий государства на рынке труда, — они оставались. И могу констатировать, что те вопросы, которые были в 2014 году, задавались и на прошлой неделе.

Также предприниматель отметил, что вопросы внешней трудовой миграции, будучи изъятыми из обсуждаемой программы, были внедрены в программу МВД по противодействию правонарушениям. Смысл ремарки в том, что “противодействие правонарушениям” не отражает в полной мере социально-трудовой повестки. В итоге Федор Прокопов призвал разработать принципиально новую госпрограмму (а не писать поправки к уже имеющейся) по стратегии действий на рынке труда — причем ориентируясь на правила и принципы МОТ.

Бюрократическое обоснование грядущих перемен не поддержала и вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец, заявив, что  тема внешней миграции  является важнейшей составляющей рынка труда. Вице-премьер указала на то, что действия МВД в рамках программы по обеспечению безопасности не затрагивают вопросов именно трудовой миграции:

— Это вопрос допуска к рабочему месту людей, прибывающих из-за рубежа, — пояснила Голодец. — Демпинг на рабочих местах сегодня возможен только из-за того, что никто не проверяет квалификацию тех трудовых ресурсов, которые приезжают.

Вице-премьер предложила не позднее двадцатого апреля представить предложения по доработке программы. Однако Министр труда РФ Максим Топилин напомнил, что  программа до 1 апреля уже должна быть утверждена правительством, что связано с требованиями Бюджетного кодекса.

Обсуждаемый вопрос прокомментировал Олег Соколов, секретарь ФНПР, член Российской трехсторонней комиссии:— Дело в том, что госпрограмма изначально должна быть инструментом стратегического планирования. То есть охватывать все направления государственной политики в той или иной сфере. И под них должны выделяться деньги. Но, к сожалению, закон о стратегическом планировании не исполняется. Госпрограммы являются инструментом распределения бюджетных денег, а не достижения каких-то целей и задач. Почему раньше в этой программе были вопросы миграции? Потому, что раньше была Федеральная миграционная служба. И деньги шли на ее работу и содержание. Ее упразднили и передали МВД, поэтому теперь деньги на эту работу идут через МВД.

[Исключение из госпрограммы вопросов внешней трудовой миграции] это не злой умысел. Это, так скажем, глупость. А если говорить более интеллигентно – несистемность государственной политики. Потому что госпрограммы действительно не инструменты проведения целостной политики по тем или иным направлениям. Это просто инструмент для распределения денег между министерствами.


Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*