фото: tass.ru

Правительство России подготовило реформу для отечественного профобразования

В ходе преобразований системы профессиональных колледжей, в частности, студентов планируют обучать сразу нескольким смежным специальностям, что позволит им быть более конкурентоспособными на рынке труда

Соответствующие правительственные поправки в Закон «Об образовании в РФ», предлагающие разрабатывать стандарты не только по профессиям, но и по их укрупненным группам и областям, Госдума планирует рассмотреть в марте. Поможет ли это изменить устоявшиеся в обществе стереотипы, что в колледжи идут только неудачники, а для успешной карьеры нужен диплом вуза, выяснял журнал «РФ сегодня».

Хороший старт и социальный лифт

Первые профессиональные технические училища появились в 1919 году и назывались ФЗУ — школы фабрично-заводского ученичества. Во время всеобщей индустриализации учиться там было престижно: ФЗУ не только давали востребованную специальность, но и выполняли роль социального лифта. Вчерашний выходец из сельской глубинки получал профессию, общежитие и вливался в ряды рабочего класса. Многие выпускники училищ дослужились до инженеров, а некоторые — и до директоров заводов, где они трудились, начиная с ученической скамьи.

В 60-х годах прошлого века ФЗУ переименовали в профессионально-технические учебные заведения, где готовили кадры для народного хозяйства за 2-3 года. В средние профтехучилища (СПТУ) принимали молодежь с 8-летним образованием и сроком обучения 3-4 года.

В годы бурного развития отечественной науки большинство выпускников школ мечтали стать физиками, химиками, геологами или горными инженерами. А те, кто не дотягивал до физтеха, шли в ПТУ. Именно тогда слово «пэтэушник» приобрело уничижительное значение. Школьники, у которых хромала успеваемость, часто слышали от учителей: не подтянешься — отправишься в ПТУ. Но многие ребята поступали туда сознательно. Профтехучилища были хорошим стартом для выходцев из неблагополучных семей: во время обучения ребятам бесплатно предоставляли питание, а после окончания — гарантированно трудоустраивали по специальности.

Были в СССР и элитные училища, например при Минкультуры. Многие их выпускники со временем стали звездами цирка, кино и эстрады. Член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Владимир Бекетов заявил «РФ сегодня», что «сильные стороны советского профобразования — это хорошая материальная база, а также сформировавшийся в течение многих десятилетий институт наставничества: внимательное, уважительное и чуткое отношение мастеров к студентам».

После распада СССР и перестройки произошел перекос в обеспечении экономики квалифицированными рабочими кадрами. По сравнению с доходами менеджеров и руководителей различного уровня зарплаты рабочих резко упали, а связи между учебными заведениями и предприятиями оказались разорванными.

Последствия тех событий отрасль ощущает до сих пор. Если в конце 80-х годов профучилища готовили около 1,75 миллиона молодых специалистов в год, то сейчас почти в 2,5 раза меньше. В то же время количество студентов вузов за эти годы выросло с 2,6 до 4 миллионов.

Зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Лариса Тутова сказала «РФ сегодня», что многие проблемы системы среднего профобразования связаны с тем, что в постсоветский период рынок труда и система подготовки кадров развивались автономно друг от друга.

Сейчас, как отметила парламентарий, ситуация постепенно меняется, хотя до полного прорыва, по ее мнению, еще далеко.

Что показала ревизия

В прошлом году Минпросвещения провело ревизию специальностей, по которым обучают студентов в профессиональных колледжах. Выяснилось, что многие из них, например изготовитель эмалированной посуды, красильщик, сборщик очков, давно уже не востребованы, но в некоторых колледжах по ним продолжают готовить специалистов. С 1 января 2021 года прием по ним уже не проводится.

А вот специальность слесаря-сантехника к «вымирающим» вопреки сложившимся стереотипам не относится. Современный Афоня — это без пяти минут инженер, да и зарплата у него вполне достойная.

Для того чтобы выпускники колледжей были конкурентоспособными на рынке труда, Минпросвещения России готовится реформировать систему профобразования. Как заявил первый замминистра просвещения Дмитрий Глушко в феврале 2021 года на открытии четвертого сезона конкурса студенческих работ проекта «Профстажировки 2.0», «уже будучи первокурсником, студент сможет получать опыт, выполняя кейсы для бизнеса».

Владимир Бекетов отметил, что в современной системе профобразования есть стремление адаптировать студентов к жизни, дать им квалификацию. Надежды на укрепление института наставничества сенатор связывает с выполнением поручения Президента РФ Владимира Путина кабмину проработать вопрос о выделении мастерам-наставникам колледжей по пять тысяч рублей, как и классным руководителям в школе.

Согласно еще одному поручению главы государства Правительством был разработан и внесен в Госдуму законопроект об изменении подходов к стандартам профобразования, предполагающий, что студенты смогут получить сразу несколько квалификаций в рамках освоения ими основных профессиональных образовательных программ. Лариса Тутова пояснила, что  в условиях динамично развивающегося рынка, в том числе рынка труда, появление новых смежных профессий, на выходе из профессионального образовательного учреждения даст выпускникам особые преимущества для трудоустройства.

В Совете Федерации также поддерживают инициативу, которая, по словам Владимира Бекетова, предоставит автономию учебным заведениям и позволит готовить рабочие кадры с учетом требований современного рынка труда.

Колледж или вуз

Сегодня даже востребованная специальность не гарантирует хорошей работы, если учат по старинке. Так, в одном из колледжей сенатор Бекетов попал на занятие, где будущие повара практиковались в приготовлении «макарон по-флотски». Во времена СССР здесь готовили поваров для морских судов, но современный флот давно уже не нуждается в таком количестве коков. А в хороший ресторан «на суше» едва ли примут сотрудника, который умеет готовить исключительно блюда советской кухни по рецептам 40-летней давности. Совсем другой уровень подготовки, по мнению Бекетова, был бы у студентов, если бы практику они проходили под руководством популярного в городе шеф-повара.

Сенатор подчеркнул, что если раньше в ПТУ и техникумы в основном приходили люди с заводов и предприятий, то сегодня многие из преподавателей сами вышли из учебного заведения: когда-то они были студентами, потом стали наставниками, но у них слабая или вообще отсутствует связь с производством.

Изменить эту ситуацию, считает он, поможет вступивший в силу закон о целевом приеме в колледжи и вузы, согласно которому все отношения между абитуриентом, заказчиком обучения и администрацией образовательного учреждения регулируются трехсторонним договором. В случае нарушения его одной из сторон предполагаются серьезные штрафные санкции.

Так, если «целевика» отчислили из бюджетного отделения колледжа или вуза, то восстанавливаться он уже будет за свой счет. С другой стороны, если заказчик не сумеет найти применения дипломированному специалисту, то под санкции попадет уже он сам.

Как рассчитывает Бекетов, новый подход к целевому приему сделает обучение «более практикоориентированным». Если сегодня за подготовку отвечает сама образовательная организация, то с реализацией закона предприятия-заказчики будут участвовать в подготовке будущих специалистов наравне с колледжами.

Но заинтересованы в этом, уточняет законодатель, должны быть и региональные власти, и муниципалитеты. Именно тогда колледжи не будут уступать по популярности и конкурсу вузам.

При этом примеры, когда учреждения профобразования не уступают по популярности и конкурсу вузам, есть. Так, в Курганинском аграрно-технологическом техникуме, расположенном в Краснодарском крае, учатся ребята из более чем 12 регионов страны, рассказал Владимир Бекетов.