В Госдуме были рассмотрены важные социальные законопроекты

«Солидарность” представила сводку о работе парламентариев решении социальных вопросов  за прошедшую неделю

Прошлую думскую неделю можно было бы с полным правом назвать “социальной”. Но не столько по количеству социальных законопроектов, сколько по относительному отсутствию инициатив трудовых. Тем не менее вопросы взносов на капремонт, соцобеспечения школьников, целевого обучения студентов и почти космических размеров пенсий также достойны внимания. “Солидарность” представляет недельную сводку с парламентских полей.

ИНВАЛИДОВ ПРИРАВНЯЮТ К СТАРИКАМ

Госдума 27 марта приняла в первом чтении законопроект, устанавливающий инвалидам льготы по оплате капитального ремонта. По сути, предлагается расширить действие закона “О социальной защите инвалидов”. Он предусматривает частичное освобождение инвалидов, а также полное или частичное освобождение неработающих собственников жилых помещений, достигших возраста 70 или 80 лет, от уплаты взносов на капремонт. Авторы новой инициативы отмечают, что неработающие собственники, достигшие установленного возраста, часто проживают вместе с инвалидами I или II группы. И в таких случаях предусмотренная компенсация за взносы на капремонт в многоквартирном доме им не предоставляется.

“Неработающий собственник жилого помещения, достигший установленного возраста, лишается данной льготы, так как проживает не в составе семьи, состоящей только из [таких же людей], а инвалиды не могут использовать предоставленную им законом о соцзащите инвалидов льготу, так как они не являются собственниками жилья и не несут обязанности по уплате взноса на капитальный ремонт”, — так описывается курьезная несправедливость в пояснительной записке к законопроекту.

Ввиду изложенного предлагается дать региональным властям право компенсировать расходы на капремонт гражданам, проживающим в квартире, так сказать, в смешанном составе льготников. Что примечательно, инициативу поддержало правительство — несмотря на необходимость учета в федеральном бюджете ассигнований регионам на новую льготу.

ШКОЛЬНИКОВ ДОВЕЗУТ, СТУДЕНТОВ НАЦЕЛЯТ

“Социальная” неделя в Госдуме продолжилась в тот же день принятием другого законопроекта (тоже в первом чтении) — в нем речь идет о бесплатной перевозке школьников между муниципальными районами и городскими округами в случаях, когда где-то есть школьники, но нет самой школы. Сейчас доставку детей к знаниям обеспечивает принимающая сторона — та, где располагается учебное заведение. Однако летом прошлого года Конституционный суд постановил, что должно быть иначе: организация перевозок должна быть предметом забот отправляющей школьников стороны.

Постановление было принято по иску администрации городского округа Сибай Республики Башкортостан, а новый законопроект по его мотивам внесен в Госдуму правительством. Что интересно — в пояснительной записке чиновники из Белого дома утверждают, что “реализация законопроекта не потребует выделения дополнительных расходов из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ”. Хотя очевидно, что дополнительные расходы по организации перевозок школьников лягут на администрации тех мест, где они проживают.

На этом документе правительство не остановилось: 29 марта Госдума приняла законопроект, корректирующий порядок целевого обучения в средних и высших учебных заведениях. “Понятие целевого приема трансформируется в понятие приема на целевое обучение”, — говорится в пояснительной записке, однако это не все. Так, перечень заказчиков целевого обучения (организаций, которые могут оплачивать студенту образование) дополняется индивидуальными предпринимателями. На данный момент перечень ограничен “федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта, органом местного самоуправления, юридическим лицом”.

Кроме того, из существенных условий договора о целевом обучении исключается обязательство заказчика организовывать учебную, производственную и преддипломную практику. Это связано с тем, что учебное заведение не является стороной договора между студентом и тем, кто платит за его обучение. В то время как вопросы организации практики по закону относятся как раз к полномочиям образовательной организации. То есть новый закон внесет исключение — для случаев целевого обучения.

Еще из новинок: по новому закону студенту придется отчитываться перед заказчиком об освоении образовательной программы. Это призвано обеспечить защиту интересов работодателя в случае отчисления студента. Кстати, отчитываться должна будет и образовательная организация — “по запросу заказчика”. Но, что самое важное, будет установлен минимальный срок, в течение которого вчерашний “целевой” студент обязан проработать у своего спонсора — три года.

Одновременно с этим вдвое сокращаются возможные санкции за неисполнение условий договора со стороны студента. Предлагается ограничиться “возмещением заказчику обучения в полном объеме расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, не взимая двукратного штрафа”, как это возможно сейчас по закону об образовании. Интересно, что финансовая ответственность самого работодателя при этом усиливается. Сейчас, если он по тем или иным причинам не предоставил “своему” студенту работу, тому причитается “двукратный размер мер социальной поддержки”, что звучит, согласитесь, расплывчато. Предлагается же выплачивать сумму, равную трехкратной величине среднемесячной начисленной зарплаты в регионе, на территории которого должен был быть трудоустроен гражданин.

Наконец, законопроект демонстрирует комплексный подход к профессиональному образованию: целевое обучение будет возможно только по тем специальностям, которые войдут в специальный перечень. И — в пределах квоты, установленной “с учетом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей”. То есть справочнику перспективных профессий Минтруда наконец-то найдется применение.

ПЕНСИЯ КАК МЕЧТА

Возможно, применение найдется и очередной социальной инициативе депутата Валерия Рашкина (КПРФ). Он 2 апреля внес в Госдуму законопроект, по которому минимальные пенсии будут устанавливаться в зависимости от величины среднемесячного заработка по полному кругу организаций в том или ином регионе. Сейчас, отмечает коммунист, средняя пенсия приблизительно равна трети средней российской зарплаты. А нужно, считает он, чтобы сумма была не меньше половины. И предлагает установить для этой цели специальную федеральную доплату.

Сам Рашкин, впрочем, признает: еще в прошлом году на его инициативу потребовалось бы выделить из бюджета более 3 трлн. рублей. А это означает, что правительство, скорее всего, найдет законопроекту единственное применение.